«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в 
российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и 
единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”. 
Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет 
на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот 
так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес 
писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших 
творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с “Тихим Доном” М. Шолохова, различив их по 
степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить “Мастера и Маргариту” в том идеологическом философском 
ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной 
подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что “Мастера…” 
перечитывают и юные. Стоит вспомнить, что первые рисунки к нему сделала талантливая девочка-художница Надя Рушева. 
									
1,200 руб.
								  
									Судьба романа “Мастер и Маргарита” При жизни Михаила Афанасьевича Булгакова роман “Мастер и Маргарита” не был завершен и не 
публиковался. Известно, что 8 мая 1929 г. Булгаков сдал в издательство “Недра” рукопись “Фурибунда” под псевдонимом К. Тугай. Это – 
наиболее ранняя из точно известных дат работы над “Мастером и Маргаритой” (рукопись так и не была опубликована). Первую редакцию 
романа Булгаков уничтожил 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы “Кабала святош”. 
Об этом Михаил Афанасьевич сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: “И лично я, своими руками, бросил в печку черновик 
романа о дьяволе…”. Работа над “Мастером и Маргаритой” возобновилась в 1931 г. А 2 августа 1933 г. Булгаков сообщал своему другу 
писателю В. Вересаеву: “В меня… вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу 
за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, 
наверное, скоро брошу это”. Однако Булгаков уже больше не бросал “Мастера и Маргариту” и с перерывами, вызванными необходимостью 
писать пьесы, инсценировки и сценарии для заработка, продолжал работу над романом практически до конца жизни.
В мае – июне 1938 г. фабульно завершенный текст “Мастера и Маргариты” впервые был перепечатан. Авторская правка машинописи 
началась 19 сентября 1938г. и продолжалась с перерывами почти до самой смерти писателя. 
Булгаков прекратил ее 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до кончины, на фразе Маргариты: “Так это, стало быть, литераторы 
за гробом идут?”. При жизни писатель завершил роман фабульно, но оставалось много несоответствий и противоречий в черновиках, 
которые он не успел исправить. Так, например, в главе 13 утверждается, что Мастер гладко выбрит, а в главе 24 он предстает перед нами с 
бородой, причем достаточно длинной, раз ее не бреют, а только подстригают. Биография Алоизия Могарыча была зачеркнута Булгаковым, а 
новый ее вариант только вчерне намечен. Поэтому в одних изданиях “Мастера и Маргариты” она опускается, а в других, с целью большей 
фабульной завершенности, восстанавливается зачеркнутый текст.
Роман “Мастер и Маргарита” без колебаний признан главным делом жизни Булгакова. Действительно, “Мастера и Маргариту” Булгаков 
создавал двенадцать лет, большую часть своей творческой жизни (1928(9) г. – 1940г.) параллельно с другими работами, приносящими доход. 
Остается только удивляться самоотверженности Михаила Афанасьевича: ведь в перспективе публикации романа Булгаков далеко не был 
уверен. Своей третьей жене, Е. С. Булгаковой, перед завершением перепечатки текста романа он говорил такие слова: “Что будет?” – ты 
спрашиваешь. Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. 
Впрочем, мы не знаем нашего будущего… 
Один из самых ярких образов дьявола в русской литературе XX века – это Воланд, один из центральных персонажей романа Михаила 
Булгакова “Мастер и Маргарита”. Он впитал в себя идеи и умонастроения Булгакова, и был создан, чтобы выразить их. 
Этот сложный образ обладает двойственностью: с одной стороны, он – сатана, дьявол, “князь тьмы”, а с другой – справедливый судья, 
воздающий каждому по заслугам. 
Он хром, как Мефистофель, его глаза черны и пусты, как глаза истинного дьявола, “владельца” ада, но, тем не менее, он остается вечным 
жизненным принципом справедливости, которому подвластно все живое. Таким его создал Михаил Булгаков.
В это время автор, врач по образованию, уже чувствовал какие-то симптомы роковой болезни – нефросклероза, сгубившей его отца, А. И. 
Булгакова, а впоследствии поразившей и самого писателя. 
Неслучайно, на одной из страниц рукописи “Мастера…” была сделана драматическая заметка: “Дописать, прежде чем умереть!” … Когда 
Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз 
цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Вероятно, Булгаков не исключал, что 
политические намеки, содержащиеся в “Мастере и Маргарите” принесут ему неприятности. 
Некоторые наиболее политически прозрачные места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы. Однако и в последней 
редакции “Мастера и Маргариты” осталось достаточно острых и опасных для автора мест.  
Булгаков воплотил в романе еще одну идею Флоренского. П.А. Флоренский писал, что отрицание религиозной истины ведет за собою еще 
одну смерть, после смерти первой, то есть разделения души и тела. По-видимому, именно эта идея философа была применена Булгаковым 
по отношению к Берлиозу.
Искусство как отражение уровня культуры человечества не могло не отразить все эти представления. Многие демонологические образы 
нашли свое воплощение в искусстве. Очень широко они отражены в художественной литературе. Нечистая сила в литературном 
произведении приобретала какие-то новые черты, утрачивала некоторые старые, интерпретировалась в зависимости от мировоззрения и 
задач автора.
Но, как сказал Воланд, “рукописи не горят”. Булгаков, уничтоживший первую редакцию “Мастера и Маргариты”, убедился, что раз написанное 
уже невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство потомкам рукопись великого произведения.
Список литературы
. Галинская. И. Л Загадки известных книг.  Москва: Наука, 2001.-469с.
. Соколов Б. В.. Булгаковская энциклопедия. Москва: ЛОКИД – МИФ, 2003.-639с.
. Шнейберг, Л. Я И. В. Кондаков. От Горького до Солженицына. Москва: Высшая школа, 2002.-649с.
Безносов Э. Л.. Принадлежит вечности // М. А.  Булгаков. Мастер и Маргарита.  М.: Аст Олимп, 2004.-679с.
Боборыкин. В. Т.  Михаил Булгаков. Москва: Просвещении, 2001.-568с.
Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. М., «Современник», 1984.
Виленкин В. Я. Незабываемые чтения. Литературная Россия, 2001.-560с.
Кубарева А. М.Булгаков и его критики./ «Молодая гвардия», № 5, 1998
Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания М., 2001, 252 с.
Сахаров В. Сатира молодого Булгакова.  В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 2000.-677с.
Соколов Б. В.. Три жизни Михаила Булгакова Москва: ЭЛЛИС ЛАК, 2003.-553с.
Янковская. Л.  Творческий путь М. Булгакова. М.: Советский писатель, 2003.-498с.									
1,200 руб.
								  
									. Галинская. И. Л Загадки известных книг.  Москва: Наука, 2001.-469с.
. Соколов Б. В.. Булгаковская энциклопедия. Москва: ЛОКИД – МИФ, 2003.-639с.
. Шнейберг, Л. Я И. В. Кондаков. От Горького до Солженицына. Москва: Высшая школа, 2002.-649с.
Безносов Э. Л.. Принадлежит вечности // М. А.  Булгаков. Мастер и Маргарита.  М.: Аст Олимп, 2004.-679с.
Боборыкин. В. Т.  Михаил Булгаков. Москва: Просвещении, 2001.-568с.
Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. М., «Современник», 1984.
Виленкин В. Я. Незабываемые чтения. Литературная Россия, 2001.-560с.
Кубарева А. М.Булгаков и его критики./ «Молодая гвардия», № 5, 1998
Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания М., 2001, 252 с.
Сахаров В. Сатира молодого Булгакова.  В кн.: Булгаков М. Ханский огонь. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 2000.-677с.
Соколов Б. В.. Три жизни Михаила Булгакова Москва: ЭЛЛИС ЛАК, 2003.-553с.
Янковская. Л.  Творческий путь М. Булгакова. М.: Советский писатель, 2003.-498с.									
1,200 руб.