Введение
Актуальность темы заключается в том, что в результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг, который возможно определить как совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. И Россия не является исключением. Государственный бюджет РФ, хоть и является бездефицитным, не в состоянии выкроить необходимые для проведения реформ средства. Но политика внешних заимствований не должна быть бездумной: еще лишь ведя переговоры о получении кредита от иностранного государства, Россия уже должна знать до мельчайших подробностей как будут использоваться эти средства, с какой эффективностью и за счет чего этот долг будет погашаться. 
Отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. 
Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы. 
Цель курсовой работы – рассмотреть значение государственных заимствований, характеристику их форм  методов и тенденции развития.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. определит сущность и формы государственных займов;
2. рассмотреть государственные внутренние займы;
3. рассмотреть государственные внешние займы
4. раскрыть структуру внутренних и внешних заимствований РФ.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, статистические сборники, монографии, периодическая литература.
									
1,200 руб.
								  
									Содержание
Введение	3
1. Сущность и формы государственных займов	5
2. Государственные внутренние займы	9
3. Государственные внешние займы	12
4. Структура внутренних и внешних заимствований РФ	15
Заключение	24
Список использованной литературы	27
									
1,200 руб.
								  
									Заключение
Государственные займы - основная форма государственного заимствования временно свободных денежных средств населения, банков, страховых и промышленных компаний. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. 
Государственные займы являются основной формой государственного кредита.
Результатом государственных заимствований является внутренний и внешний долг. 
Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта  погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.
Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:
1) рыночные долговые обязательства;
2) нерыночные долговые обязательства — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться;
3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов.
В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены долговые обязательства.
Анализ внутреннего внешнего долга РФ показал следующее.
Задолженность перед нерезидентами в иностранной валюте возросла на 8,2 млрд. долларов и составила на 1 апреля 2008 года 378,4 млрд. долларов, ее доля в общем объеме внешнего долга была равна 79,3%. Долговые обязательства, номинированные в российских рублях, увеличились на 5,4 млрд. долларов — до 98,6 млрд. долларов (20,7%).
По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) в первом квартале 2008 год составляет 477 млрд. долл США. По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463.5 млрд. долл США.
Иностранные государственные долги перед Россией составляют 10,9 млрд долларов.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь-октябрь 2008 г. на 11% до 1,386450 трлн. руб. на 1 ноября 2008 г. В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 ноября 2008 г. большая часть – 63,6% - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 328,181 млрд. руб. (23,67%/) ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. (9,52%), ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. (2,44%), ГСО-ППС – 10,415 млрд. руб. (0,75%).
Государственный внешний долг России к 1 июля 2008 года уменьшился с 44,1 до 41,0 млрд долларов, сообщает на своем сайте Минфин РФ. 
Долг снизился в основном за счет задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа: она уменьшилась с 4,5 млрд 1 апреля до нынешних 1,8 млрд долларов. Задолженность по еврооблигационным займам в II квартале сохранилась на уровне 28,2 млрд. 
Задолженность перед странами-членами Парижского клуба уменьшилась с 1,6 до 1,5 млрд. долларов. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, сократилась во II квартале с 2,2 до 2 млрд долларов. Не изменился объем задолженности перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи, на 1 июля он равен 1,5 млрд. долларов. Коммерческая задолженность по итогам II квартала по-прежнему составляет 0,7 млрд. долларов. 
Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась с 4,8 млрд до 4,7 млрд. В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 июля 2008 года их объем не изменился по сравнению с данными на 1 апреля 2008 года и составляет 0,6 млрд.									
1,200 руб.
								  
									Список использованной литературы
1.	Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
(с изменениями от 9 сентября 2008 г.)
2.	Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2007. - № 12. - С.51-55. 
3.	Анисимов А.С. Государственный долг России. - М., 2008. – 143 с.
4.	Бокова Ю.Г. Государственный долг. – М.: 2007. – 364 с.
5.	Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2008. - № 4. - С.45-48. 
6.	Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2007. – 432 с.
7.	Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2008. – № 8. - С.60-64.
8.	Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
9.	Можайсков А.В. Аналитический комментарий к платежному балансу и внешнему долгу РФ за I квартал 2008 года // Вестник Банка России / Центральный банк РФ. - 12 августа 2008. - № 42-43 (1058-1059)
10.	Платежный баланс и внешний долг России в I полугодии 2008 года // Российская газета. - 2008. - 5 ноября - С.3-12 
11.	Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода. — М., 2007. – 48 с.
12.	Титков В. Проблемы управления внешним долгом // Вопросы экономики, 2007. - №11. – С. 17-20
13.	Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа. – 2008. – 265 с.
14.	www.cbr.ru
15.	www.budgetrf
16.	www.minfin.ru									
1,200 руб.