Сегодня независимые коммерческие банки  России,  имея  полную  свободу  действия  в  отношении  пластиковых  карточек,  предлагает  своим   клиентам карточки  как  международные,  так  и   российские.   В   силу   сложившихся обстоятельств в России в основном  выпускаются  не  кредитные,  а  дебетовые карточки.  Для  того  чтобы  получить  подобную  карточку,   клиенту   банка необходимо положить на специальный  счет  определенную  договором  сумму.  В процессе   пользования   карточкой   с   этого   счета   будут   списываться соответствующие  суммы.  Кроме  того,  клиент  платит  за  получение   самой карточки,  за  ее  обслуживание,   а   также   определенную   комиссию   при   обналичивании.
       Еще пять  лет  тому  назад  о  российском  рынке  банковских  карточек говорить не приходилось. Круг резидентов -  держателей  карточек  был  очень узким, количество точек обслуживания исчислялось  немногими  десятками,  они были сосредоточены  в  столице  и  нескольких  крупных  городах,  посещаемых интуристами.   Подавляющее   большинство   карточек   составляли    карточки зарубежных эмитентов. Российские платежные системы были в  лучшем  случае  в стадии замысла.
Ныне  ситуация  изменилась  коренным  образом.  На  территории  России действуют  десятки  локальных,  региональных  и  межрегиональных   платежных систем,  не  говоря  уже  о  ведущих  международных платежных системах.  Количество  держателей карточек российских платежных  систем  исчисляется  в  совокупности  многими сотнями  тысяч.  Десятки  тысяч  точек  приема  на  территории  всей  страны работают с банковскими карточками  национальных  и  международных  платежных систем. Ассоциация VISA, в которую первый российский банк (Сбербанк РФ)  был принят в 1988 г. сотрудничает сегодня с 45  российскими  банками.  Оценивая ситуацию на рынке внутрироссийских карточек, можно говорить  об  устойчивом  росте  операций коммерческих банков с пластиковыми картами. Так, вице-президент Visa CEMEA Андрей Вылегжанин отметил, что продолжающийся в настоящее время рост покупательской способности населения России стимулирует и его стабильно повышающийся спрос на банковские карты. Как свидетельствует статистика, за последние 5 лет личные расходы граждан РФ увеличились в 3 раза. К 2009 г. они возрастут еще на 25%.  Причем рост покупательской способности  населения России стимулирует спрос и на дебетовые, и на кредитные банковские карты.
Большой объем потребительского финансирования идет по экспресс-кредитам.
Делая обзор российского рынка платежных карт, г-н Вылегжанин сказал, что общее количество платежных карт в России на 1 апреля 2007 г. составило 81,3 млн. долл. (из них 36,6 млн.долл - карты Visa). Суммарный оборот по картам в I квартале 2007 г. - около 50 млрд. долл. (из них 26 млрд. долл. - по картам Visa). Использование карт для осуществления платежей в целом по рынку - 6,7%.
									
3,000 руб.
								  
									ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ…………………………………………………..6
1.1 Состояние  современной банковской системы РФ  ………………………………..6
1.2 Роль и место пластиковых карт в структуре продуктов банка…………………...17
1.3 Принципы и сущность организации расчетов пластиковыми картами. Перечень операций, совершаемых с помощью пластиковых карт………………………………22
1.4 Виды пластиковых карт……………………………………………………………..27
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА  ЗАО «РУССКИЙ СТАНДАРТ» В ОБЛАСТИ РАСЧЕТОВ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ………………………….32
2.1 Характеристика Банка ЗАО «Русский стандарт»………………………………….32
2.2 Анализ финансового состояния Банка «Русский стандарт»……………………...39
2.3 Анализ работы с пластиковыми карточками в коммерческом Банке ЗАО «Русский стандарт»……………………………………………………………………...................59
3. ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ  РОССИЙСКОГО  РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ……………………………………………………………………………………...68
3.1 Проблемы  и перспективы развития  «карточного»  бизнеса банков…………….68
3.2  Совершенствование  организации работы по эквайрингу  в банке……………...74
3.3 Повышение финансовой грамотности населения  и противодействие мошенничеству с платежными картами…………………………………………………………………………………...81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..91
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….93
									
3,000 руб.
								  
									Подводя итоги исследованиям в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – ЗАО «Русский стандарт», можно сделать ряд выводов.
         Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом, с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. 
       Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).
       В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек. 
       В-четвертых, специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.
         В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий. 
       В-шестых, российские банки – эмитенты банковских карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карточки в связи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, платежный кризис, повышенные финансовые риски и т.д.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче даже международной кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит суть «кредитной сделки» под сомнение. Фактически, выпущенные российскими банками карты в настоящее время выполняют исключительно функцию «электронного кошелька». При этом, с развитием конкуренции на рынке банковских карт, клиент несомненно будет работать с тем банком, который не только пользуется его деньгами, но и позволяет в случае необходимости оперативно получить определенную сумму в кредит и предлагает наиболее выгодную и удобную схему его погашения. 
        Анализ    экономических результатов деятельности Банка  показал, что финансовое его  состояние  стало менее стабильным из-за уменьшения финансовых ресурсов Банка «Русский стандарт»  в 2007г. и  эффективность деятельности Банка значительно снизилась.									
3,000 руб.
								  
									1.	Гражданский Кодекс Российской Федерации.  М.: Омега – Л., 2005.
2.	Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 12.12.2007 №3469-ФЗ.
3.	Инструкция Центрального Банка от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативов банков». Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2004 г. № 5529.
4.	Положение ЦБ РФ от 1.04.03 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»
5.	Положение ЦБ РФ от26.04.2005г. № 266-П  «Об эмиссии банковских карт и об операциях с использованием платежных карт»
6.	Письмо ЦБ РФ  от 15.12.2006г. № 158-Т «Об осуществлении операций с кредитными картами после введения запрета Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц3 и открытие банковских счетов физических лиц»
7.	Письмо ЦБ РФ от 10.06.2005г. №85-Т  «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»
8.	Аренде О.Е. Банковский риск и платежеспособность коммерческого банка // Банковская деятельность, №3, 2005. – С. 18-31.
9.	Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие.  СПб.: Питер, 2005. – 377с.
10.	Банковское дело: управление и технологии / под ред. проф. А.Н. Гавасиева. М.: ЮНИТИ-Дана, 2006. – 321 с.
11.	Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф.  Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2002. — 751 с.
12.	Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов, под ред.  Рудакова О.С - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 261 с.
13.	Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. М.: Логос, 2000 – 344с.
14.	Банковское дело / под ред. Г.Н. Белоглазовой. М.: Финансы и статистика, 2005. – 319 с.
15.	Буркова А.Ю. Банковские карты//Бухгалтер и закон, № 5,  2007. - C21 – 23.
16.	Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 280с.
17.	Букато Б.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2003. – 412 с.
18.	 Витвицкая Т.Р. Электронные деньги в России.// Экономика и жизнь, №10? 2002.  – C.21 – 27.
19.	 Воронин А.К.  Новые банковские продукты на основе карт.// Расчеты и операционная работа в КБ,  № 2, 2005. – С.3 – 9.
20.	 Ермолаев Е.В. Карточный бизнес: итоги и тенденции.// Расчеты и операционная работа в КБ, № 6, 2004. – С.12 – 20.
21.	Евзлин З.П., Дмитриев-Маликов В.А. Теория и практика коммерческого банка. М.: Финансы, 2005. – 381 с.
22.	Ефремова Л.Г. Банковское право. М.: Перспектива, 2005. – 500 с.
23.	 Иванов Н.В. Операционная работа с картами. // Расчеты и операционная работа в КБ,  №1,2004. – С.10 – 15. 
24.	Жарковская Е.П. Банковское дело в России. М.: Омега, 2006 – 400 с.
25.	Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2006. – 390с.
26.	Короткова Э.М. Правовое регулирование банковской деятельности / Бизнес и банки, 2004, №48 – с. 5-6.
27.	Мокрецов М.П. Банковские карты – важнейший инструмент всистеме массового обслуживания.//Управление в кредитной организации, № 6, 2007. – С.4 – 9.
28.	Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек./ Н.В.Бабинова, А.И.Гризов, М.С.Сидоренко. -  М.: АОЗТ «Рекон», 1999. – 210с. 
29.	Пластиковые карты./ Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн Банковский Деловой Центр, 2003. - 312 с.
30.	Пластиковые карточки в России./Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2005. - 256 с.
31.	 Сальников Д.П. Международные платежные системы // Мир карточек – международные платежные системы, № 12, 2003. – С.5 – 21.
32.	Семенов  С.Н.  Анализ эффективности и устойчивости  банков на базе экономических нормативов./Бизнес и банки, №5, 2006. – С.1-2.
33.	 Филипповская Л.М. Претензионная работа с картами. // Расчеты и операционная работа в КБ,  №1, 2005. – С.11 – 12.
34.	Шевчук Д.А. Основы банковского дела. Ростов на Д.: Феникс, 2006. – 560с.
35.	 Яныгин С.А.  Методы внедрения банковских карт. // Банки и технологии,  № 1,  2004. – С.34 – 36.									
3,000 руб.