Введение
																	Содержание
																									Заключение
																									Литература
																  
									В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. А в 1991 году в России была введе-на новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе , который является непосредственным исполнителем социальной работы.
Следует отметить, что социальная работа относится к одному из много-численных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности.  Социальная ра-бота является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение со-циально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улуч-шению способности людей к социальному функционированию.  Всё выше пе-речисленное так важно в сложившихся социально-экономических условиях в Российском государстве. 
Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника, и социальной работы в целом, было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода оте-чественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования . При этом од-ной из проблем, с которой столкнулась социальная работа, является законода-тельное закрепление её деятельности с различными категориями граждан. 
           Социально-экономические преобразования, осуществляемые в нашей стране, самым непосредственным образом взаимосвязаны с деятельно-стью уголовно-исполнительной системы.  Так, в настоящее время, в УИС Минюста России происходит становление социальной работы с осуждёнными, определяются основные направления этой деятельности. Следует отметить, что социальная работа с осуждёнными – это деятельность по оказанию им социаль-ной помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения. 
 При этом социальная работа с осуждёнными столкнулась с такой про-блемой, как правовое обеспечение её деятельности. На сегодняшний день эта проблема довольно актуальна и заслуживает особого внимания в связи с тем, что для эффективного осуществления этой деятельности в УИС Минюста Рос-сии необходима тщательная проработка правовых основ социальной работы с осуждёнными. Всё это требует изучения и дальнейшей проработки правовых основ социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России. 
Цель курсовой работы - выявить и изучить правовые основы социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России, для их реализации в практической деятельности учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в учебной деятельности. 
        Основные задачи курсовой работы:
-	изучить действующее законодательство, содержащее правовые основы социальной работы;
-	выявить правовые основы социальной работы с осуждёнными в дейст-вующем законодательстве и нормативных документах;
-	изучить правовую базу отдельных направлений социальной работы с осужденными;
-	правовая база социальной работы содержится в Минимальных стан-дартных правилах обращения с заключёнными;
									
1,200 руб.
								  
									I.  Введение……………………………………………………………3 
 II.  Основы правового обеспечения социальной работы 
с осуждёнными в УИС Минюста России……………………. 5
1. Правовые основы социальной работы в Конституции 
Российской    Федерации……………………………………………5                                                                                  
  2.  Правовые нормы  социальной  работы  с  осуждёнными в
 уголовно-исполнительном законодательстве                                       Российской  Федерации……………………………………………13
 3. Правовые  аспекты  социальной  работы  в  Минимальных 
стандартных правилах обращения с заключёнными………….21
III.  Заключение…………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………..31
									
1,200 руб.
								  
									Из рассмотренного в курсовой работе можно сделать вывод о том, что несмотря на недостаточную проработку правовых основ социальной работы с осуждёнными в УИС Минюста России в действующем законодательстве, они всё же имеют как косвенное, так и прямое отражение во многих нормативно-правовых документах.
Косвенно правовые основы социальной работы с осуждёнными закреп-лены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней, Российская Федерация – это социальное государство, в котором обеспечивается государст-венная поддержка семьи, материнства, инвалидов, пожилых и других нуждаю-щихся категорий граждан. Конституция определяет основные случаи, при кото-рых гарантируется социальное обеспечение, закрепляет права граждан на соци-альную защиту, образование, страхование и т. д. Конституция содержит основа полагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых разви-вается социальное законодательство регламентирующее правовые основы со-циальной работы.
В Уголовно-исполнительном законодательстве, также косвенно гово-рится о правовых основах социальной работы с осуждёнными. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе, закреплены такие направления социальной роботы, как обязательное государственное социальное страхование осуждённых, меди-цинское обеспечение, получение образования, профессиональное обучение, поддержание социально-полезных связей с внешним миром и подготовка осуж-дённых к освобождению.
Правовые основы социальной работы закреплены и в ведомственном нормативном документе Приказе Минюста России  от 28 марта 2002 года № 73. В нём говорится об основных направлениях деятельности социальной работы с осуждёнными, основных задачах, функциях и целях работы.
Кроме этого, правовая база социальной работы содержится в Мини-мальных стандартных правилах по обращению с заключёнными. Правила вво-дят в штат тюремного персонала социального работника, как неотъемлемого субъекта деятельности пенитенциарного учреждения; определяют основные направления его деятельности. Следует также отметить, что Минимальные стандартные правила хотя и носят рекомендательный характер, но страны мира, пенитенциарные системы которых не соответствуют описанной в них, должны стремиться к реализации положений Правил в своих пенитенциарных системах. Однако, из рассмотренного в дипломной работе видно, что в Уголовно-исполнительном кодексе уже содержатся некоторые положения Минимальных стандартных правил, хотя всё ещё нет правового закрепления в штате социаль-ного работника в кодексе. 
Осуждённые, как и граждане Российской Федерации, в соответствии с УИК РФ, Федеральными Законами, Постановлением Правительства Российской Федерации № 727, Приказов Минюста России имеют право на обеспечение по социальному страхованию: на обязательное государственное социальное стра-хование; пенсионное страхование и медицинское страхование. Эти виды стра-хования направлены прежде всего на улучшение положения осуждённых во время отбывания наказания. Так, обязательному государственному социально-му страхованию подлежат осуждённые, привлечённые к оплачиваемому труду. Эта категория осуждённых имеет право на получение пособий в случае вре-менной нетрудоспособности при заболевании или получении травмы, а также в случае материнства и уходу за ребёнком. Однако, в сложившихся условиях в УИС Минюста России, когда не все осуждённые привлечены к труду, возника-ет проблема обеспечения и этой категории осуждённых в случае возникновения несчастных случаев. Выход из этой ситуации предлагает Страховая компания правоохранительных органов (СКПО), образованная МВД и Минюстом России. СКПО занимается добровольным страхованием жизни и здоровья осуждённых, тем самым заботясь об их будущем. Со страховой компанией должен осущест-влять взаимодействие специалист по социальной работе, в целях оказания по-мощи осуждённым при возникновении несчастных случаев.
Медицинское страхование и медицинское обеспечение осуждённых в УИС Минюста России  направлено на сохранение здоровья осуждённых во время отбывания наказания. На это обращает внимание и социальная работа с осуждёнными, ведь только физически здоровый осуждённый сможет  наиболее эффективно устроиться на свободе после освобождения. 
В уголовно-исполнительном законодательстве, в частности в Приказе Минюста России № 264, закреплены правовые основы социальной с осуждён-ными по подготовке их к освобождению. В Приказе также закрепляются основ-ные мероприятия, которые проводятся с осуждёнными при их подготовке к ос-вобождению, обязанности администрации в оказании помощи при устройстве на свободе. Подготовка к освобождению является важным направлением соци-альной работы с осуждёнными.
  Как уже было сказано, социальная работа – это деятельность, осущест-вляемая в целях исправления и ресоциализации в период исполнения уголовно-го наказания, а также адаптации в обществе после освобождения . Эта цель совпадает с целью УИК РФ, поэтому представляется чрезвычайно актуальным правовое закрепление социальной работы с осуждёнными как одного из основ-ных средств их исправления и ресоциализации. Как  более широкое понятие оно может включить в себя предусмотренное Уголовно-исполнительным ко-дексом Российской Федерации в качестве одного из основных средств исправ-ления «общественное воздействие» на осуждённых, содержание которого так и не получило раскрытия в законе.  
  Из рассмотренного в дипломной работе видно, что в действующем за-конодательстве, и в особенности в уголовно-исполнительном отражены право-вые основы социальной работы с осуждёнными не только косвенно, но и на-прямую  закрепляются отдельные аспекты социальной работы. Несмотря на это, существующей нормативно-правовой базы социальной работы всё же ещё недостаточно, для эффективного осуществления деятельности. Поэтому в на-стоящее время также необходимо обобщение существующих правовых основ социальной работы с целью внесения изменений  в уголовно-исполнительное законодательство, и закрепление социальной работы в УИК РФ, что поставит социальную работу с осуждёнными в УИС Минюста России на качественно но-вый этап развития. Всё это в конечном итоге позволит окончательно закрепить социальную работу с осуждёнными в УИС Минюста России как средство ис-правления осуждённых.									
1,200 руб.
								  
									1.	Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными.           (Приняты 30 августа 1995 года I Конгрессом ООН по предупреждению пре-ступности и обращению с правонарушителями).
2.	Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид. лит., 1993.-64 с.
3.	Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.-М.:Проспект,2001.-112 с.
4.	Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
5.	Федеральный закон от 28 июля 1991 года № 1499-1 (ред. от 29.05.2002) «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
6.	Федеральный Закон от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».  
7.	«Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья гра-ждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1).  
8.	Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 586 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Российской Федера-ции от 15 октября 2001 года № 727».
9.	Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 727 «Об утверждении Порядка обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению сво-боды лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».
10.	 Порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному соци-альному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду. (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 727).
11.	 Приказ МЮ РФ от 28 марта 2002 года № 73  «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправи-тельной колонии, лечебного исправительного учреждения». 
12.	 Приказ Минюста России от 25 декабря 2001 года № 260 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, освобождаемым из под стражи».
13.	 Приказ ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 «Об утвер-ждении Инструкции о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы».
14.	 Приказом ГУИН Минюста России от 5 апреля 2001года № 59  «О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года № 41».
15.	 Положение о медицинском обслуживании лиц, содержащихся в исправи-тельно-трудовых учреждениях МВД СССР (Утв. Приказом МВД СССР от 1975 г.)
16.	 Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устрой-стве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (Утв. Приказом ГУ-ИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264). 
17.	 Инструкции о порядке оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, освобождаемым из под стражи  (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 года № 260).Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осуждённым, содержащимся в исправитель-ных учреждениях. (Утвержден ГУИН МВД России 4.11.97 г.)
18.	 Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. –М.: Экспертное бюро-М,1997.- 800 с. 
19.	 Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Инфра-М, 2002.-395 с.   
20.	 Социальная работа. /Под общ. ред. проф. В. И. Курбатова, серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.
21.	 Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., А. С. Сорвина. –М.: Инфра-М, 2002.-427 с. 
22.	 Лузгин С. А. Социальная работа как одно из основных средств исправления осуждённых// Ведомости уголовно-исполнительной системы.-2002.-№ 6.- С. 27, 29, 30.									
1,200 руб.