Сегодня довольно актуальным является исследование такой личстной особенности, как тревожность. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты у подростков. Данный возрастной период актеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Подросток уже не дитя, но и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остаётся на прежнем, “детском уровне”. Это приводит конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определённых психических нарушений, в том числе и нарушений в интеллектуальной сфере.
В психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы школьной тревожности.
А.Н. Фоминова (2000) установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - "трудности в обучении".
По данным Андреевой А.Д.  (1994), наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь.[1] Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные исследования. Так, по данным Прихожан А.Н., количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 гг составило от 72% до 75%, для сравнения в 1980-93 гг таких детей было от 12% до 16%.[13] Хотя по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Изменилось и "качество" тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющей глубинный характер, т.е. наиболее тяжелый, и, в наименьшей степени, поддающихся преодолению.
Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования стало изучение пробемы тревожности в младшем школьном возрасте и выявление причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте, влияния уровня тревожности на успешность деятельности и связь готовности ребенка к обучению в школе и уровнем его тревожности.
Объектом работы является тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования –причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза. Наша работа в данном исследовании строилась на предположении о том, что тревожность играет далеко не последнюю роль в успешности деятельности. Чем выше уровень тревожности, тем менее успешна деятельности в целом. Так  же мы предположили, что дети, посещающие дошкольные учреждения психологически будут более подготовлены к обучению в школе. У детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня тревожности отмечается разный уровень психологической готовности к школьному обучению.
Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие задачи: 
1.Изучить труды психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу;
2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность;
 	3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы детей младшего школьного возраста; 
4.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и выяснить влияние уровня тревожности на успешность деятельности.
5.Обобщить полученные в ходе всей работы результаты и сделать выводы. 
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности у школьников:[10,17]
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2.«Личностная шкала проявления тревоги»  (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
3. Методики на определение уровня готовности к школьному обучению: Гуткина «Домик», методика Керна – Йрайсека.
База исследования: общеобразовательная школа города.
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы.
									
1,200 руб.
								  
									Введение	3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности детей младшего школьного возраста	6
1.1 Тревожность: виды, особенности проявления	6
1.2 Причины тревожности как свойства личности	10
1.3.Влияние тревожности на школьную успешность	12
Выводы по главе 1	14
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности в младшем школьном возрасте	15
2.1 Проблема, гипотеза и задачи исследования	15
2.2Проведение диагностики уровня тревожности у младших школьников и анализ полученных результатов	16
Выводы по главе 2	27
Заключение	28
Список литературы	30
Приложение 	32
									
1,200 руб.
								  
									Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. 
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. 
В нашем исследовании, в соответствии с определенной темой работы мы ставили цель: изучить пробему тревожности в младшем школьном возрасте и выявить причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте, влияния уровня тревожности на успешность деятельности и связь готовности ребенка к обучению в школе и уровнем его тревожности. 
После анализа трудов психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу е анализа психолога педагогической литературы и изучения трудов по изучаемой нами проблеме тревожности в младшем школьном возрасте мы рассморрели основные понятия, наиболее часто встречающиеся в исследовании: тревожность, виды и причины тревожности в младшем школьном возрасте, после чего были подобраны и апробированы методики по выявлению уровня тревожности у детей первого класса, которых мы разделили на две группы – посещавших до школы детские сады и не посещавши ДОУ. Разделив детей на группы мы расчитывали выяснить, существует ли взаимосвязь между уровнем тревожности и психологической готовности детей младшего школьного возраста и тем, посещали ли испытуемые ДОУ или нет. Подводя итоги нашей работы, мы получили данные, свидетельствующие о том, что у детей с высоким уронем тревожности отмечаются более низкий уровень готовности к школьному обучению, что негативно скахывается на успешность обучения в целов. Как уже было ранее отмечено, большее число детей с выском уровнем тревожности не посещали дошкольные учреждения и сразу после домашнего пребывания пошли в школу. У первоклассников с низким уровнем тревожности были получены высокие показатели по методике готовности к школьному обучению, что указывает на то, что эти дети более подготовлены к обучению в школе и испытывают меньшие трудности при обучении, что сказывается на уровне тревожности – низком или среднем.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что тревожность играет далеко не последнюю роль в успешности деятельности. Чем выше уровень тревожности, тем менее успешна деятельности в целом. Так  же мы предположили, что дети, посещающие дошкольные учреждения психологически будут более подготовлены к обучению в школе. У детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня тревожности отмечается разный уровень психологической готовности к школьному обучению. Тем самым, мы выполнили все поставленные в работе задачи и добились первоначальной цели.									
1,200 руб.
								  
									1.	Андреева А.Д. и др. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994.-250с.
2.	Выготский Л.С. « Проблемы  психологии», М. 1979.
3.	 Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
4.	Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995.
5.	Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
6.	Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М.: Педагогика, 1988.
7.	Макшанцева Л. В. Тревожность и  возможности  ее  снижения  у  детей,начинающих посещать  детский  сад.  //Ж.  «Психологическая  наука  и образование», 1998 г., № 2.
8.	Мюнстрберг Г. Психология и учитель. –М., 1997.
9.	Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
10.	 Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
11.	Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
12.	Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001.
13.	Прихожан А. М. Причины, профилактика и  преодоление  тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
14.	Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.  /Ж.  «Дошкольное  воспитание»,1996 г., №4.
15.	Психологический словарь, 1983. С.332.
16.	Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., Питер. 1999.
17.	Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.,Т.1., Т.2. М., 1989.
18.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
19.Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
20.Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с									
1,200 руб.