ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает 
в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит      на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также 
на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. 
Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается 
и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и      не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, 
так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие 
на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких 
для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько 
о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос 
о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные 
и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Современная сельская школа меняется не только под действием внешних социально-экономических условий жизни общества, но и силу внутренних процессов развития. Изменяются цели и задачи содержания общего среднего, дополнительного образования. Другой облик приобретает весь школьный уклад жизни. Меняется характер отношения между учителями и учащимися. Видоизменяются цели, задачи, функции школы. Наряду с традиционными, связанными с обучением, воспитанием, развитием ребенка, большую роль начинают играть социально-правовая функция – защита и охрана прав ребенка, функции социально-педагогической и психологической помощи учащемуся и его семье, функция культурной анимации. Сельская школа нередко играет роль надежного психологического «укрытия» с целью защиты ребенка от травмирующих ситуаций в семье. Наряду с семьей она играет исключительную роль в личностном и гражданском становлении, так как через нее проходит каждый человек.          В сельском социуме республики школа — единственное образовательное учреждение. Она выполняет большую социально-педагогическую функцию, содержание которой — развитие духовных сил и способностей учеников; приобщение к богатствам мировой культуры, к участию в сохранении, творческом освоении, обогащении и умножении духовных ценностей; повышение педагогической культуры; и др. 
В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить формы и методы совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Объект исследования: Процесс организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Предмет исследования: Формы и методы совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Цель исследования: Раскрыть формы и методы процесса организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:	
1.	Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
2.	Научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы начальной школы и семьи                в сельских условиях;
3.	Разработать систему  работы по процессу организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях;
4.	Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников (социальных педагогов, психологов, учителей начальных классов) и родителей.
Исходя из цели и задач исследования, выдвигается следующая 
гипотеза: процесс  совместной работы семьи и школы в сельских условиях может быть более эффективным, если:
- установить тесное сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников;
- использовать активные средства, формы, методы обучения 
и воспитания;
Для решения поставленных задач использован комплекс
 методов исследования: 
- анализ психолого–педагогических, методологических трудов 
по проблеме  исследования;
- наблюдение за образовательно–воспитательным процессом начальных классов  Чурапчинского улуса Улахан-Кюельской основной общеобразовательной школы;
- беседы, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке 
методических рекомендаций для практических работников (социальных педагогов, психологов, воспитателей, учителей).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ?  школа. В   ходе эксперимента участвовали учащиеся 3 класса.
Структура исследования состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Методологической основой исследования являются общие и специальные работы по педагогике и психологии об особенностях развития младших школьников Л.С.Выготского, С.В.Ковалева, А.Л.Венгер, А.С.Макаренко, Р.С.Немова, В.С.Мухиной, Б.Д.Эльконина, о воспитании детей в семье В.А.Сухомлинского, Т.А.Марковой, Т.М.Афанасьевой, М.Е.Винокуровой, М.М.Прокопьевой, Н.Д.Неустроева.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений.
									
3,000 руб.
								  
									Библиография
1.	Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – Ч.1. Технология 
повседневного общения / Ю.П. Азаров. – М.: Знание, 1976.-96с. 
2.	Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П.Азаров – М.: Политиздат, 1982. – 223с.
3.	Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И.Н.Андреева – М.:  Академия, 2000. – 173с.
4.	Антипин Е.Н. Школа, семья, общественность / Е.Н.Антипин 
– Иркутск, 1965. – 40с.
5.	Антонов А.И.,  Медков В.М.  Социология семьи / А.И.Антонов, В.М. Медков - М.: Изд-во МГУ, 1996. – 304с.
6.	Антонова Р.Я. Воспитание детей / Р.Я. Антонова.- Якутск. 1995. - 96с. 
7.	Ашпарина О.Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования / О.Ю. Ашпарина. - Абакан 1993. с. 244.
8.	Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье /Психол. – пед. очерки 
/ А.Н.Бардиан – М., 1972. – 236с.
9.	Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т.Бауэр. - М., изд. Прогресс, 1979, 180с.
10.	 Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя./М.М.Безруких, С.П.Ефимова  - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
11.	Беседы с родителями о воспитании детей / Под ред. Есипова Б. 
– М., 1956. – 95с.
12.	Бодалев А. А. Семья и формирования личности / А.А.Бодалев. - М., изд. Просвещение, 1989 - 206с.
13.	Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте 
/ Л.И.Божович - М.,1969. - 336с.
14.	Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы 
(на примере  российского учительства 60—90-х гг.) / Л.Г.Борисова 
-   Новосибирск, 1993.
15.	Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И.Буянов 
– М.: Просвещение, 1988. – 207с.
16.	 Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: пособие для сдачи экзамена. / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П.Крившенко 
- М., 2005. - 239с. 
17.	Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога 
/ Ю.В.Василькова – М.: Академия, 2001. – 158с.
18.	Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М.Волкова 
– М.: Просвещение, 1992. – 94с.
19.	Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. / В.В.Воронов. - М., 1999. -  267с.
20.	Воспитание трудного ребенка. Учебное пособие /Под ред. 
Рожкова М.И. – М.: Владос, 2001. – 240с.
21.	Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию: Профилактика алкоголизма в семье / Г.И.Вохмянин – М.: Педагогика, 1986. 
– 127с.
22.	Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Просвещение. - 1984. 
– 280с. 
23.	Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателя и студентов. Пособие / Ю.Н.Галагузова. – М.: Владос, 2001. – 220с.
24.	Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник 
и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития 
/ М.В.Гамезо и др. – М., 1998. – 256с.
25.	Григорьева А.А. Воспитание детей раннего возраста в семье 
/ А.А.Григорьева. - Якутск, 1998. - 48с.
26.	Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников./А.А.Давлетишна  - //Начальная школа. - 1993. - № 5. - С.10.
27.	Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т.Данилина //Дошкольное воспитание. 
– 2000, № 1. –  42с.
28.	Делла Т.А. Ошибки родителей // Пер. с итал. Молочковской Е.Г. 
– М.: Прогресс, 1993. – 133с.
29.	Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий./И.Ф.Дементьева  - //Социологические исследования. - 1995. - № 6. – 23-23 с.
30.	Детям – общую заботу. / Сборник статей – Алма-Ата: Мектеп, 1989. 
– 130с.
31.	Для бесед с родителями. / Сборник статей. – М.: Знание, 1975. 
– 95с.
32.	Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения 
/ А.Б.Добрович – М.: Просвещение, 1987. – 205с.
33.	Долотина О.П. Родители и дети./О.П.Долотина  - //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70.
34.	Дольто Ф. На стороне подростка. / Ф.Дольто - СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997 - 387с.
35.	Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Наука. - 1975. –  89с. 
36.	Жегин Ю. Отец как воспитатель. / Ю.Жегин. - Л., 1966. – 20с.
37.	 Земска М. Семья и личность. / М.Земска. - М.: Прогресс, 1986 - 133с. 
38.	Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Ф.Г.Зиятдинова. - М., 1992.
39.	Иванова Г.В. Кэскиллээх ситим / Г.В.Иванова – Дьокуускай, 2005.
40.	Каплан Л.И. Посеешь привычки – пожнешь характер. / Л.И.Каплан 
– М.: Просвещение, 1980. – 95с.
41.	Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.Караковский //Воспитание школьников, 1991. № 2. –  131с.
42.	Карклина С.Э. Проблема семейного воспитания /С.Э.Карклина 
– М.: Сов. Россия, 1983. – 207с.
43.	Картавцева М.И. Родители просят совета / М.И.Картавцева 
– М.: Знание, 1970. – 64с.
44.	Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Помощь детям с трудностями 
в поведении / Л.А.Киреева, И.И.Мамайчук – Л.: Знание, 1986. 
– 32с.
45.	Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе./Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко  - //Начальная школа. - 1996. - № 7. - С.17-22.
46.	Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка./ Н.Е.Кожапова - //Начальная школа. - 1995 - №6. - С.11-14.
47.	Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания / М.Г.Колодезникова, Л.И.Омукова – Якутск, 1997. – 47с.
48.	Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания./.Н.Кондратюк  - //Начальная школа. - 1993. - № 1. - С.70-72. 
49.	Крупская Н.К. О воспитании в семье. Избр. статьи / Н.К.Крупская 
– М., 1962. – 208с.
50.	 Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко 
– М.: Педагогика, 1988. – 304с.
51.	Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. / Л.И.Маленкова. - Учебник.,  М., 2004 -480с. 
52.	Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979. – 318с.
53.	Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье./ З.Матвейчек  - М.: Прогресс, 1980. - С.71.
54.	Миноваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания / А.К.Миноваров – Ташкент, 1989. – 109с.
55.	Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания./ Т.В.Михайлова  - //Начальная школа.-1993. - № 10. - С.73-75.
56.	 Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: МГОПУ. -  1995. – 55с.
57.	Могилевская Г.Л. Осторожность и риск / Г.Л.Могилевская 
– М.: Знание, 1983. – 96с.
58.	О проблеме воспитания. Сборник / Под ред. Чепенас Е.Ю. 
– М.: Педагогика, 1990. –  222с.
59.	Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. - 2-е изд., М.: Просвещение, 1996. -  352с.
60.	Островская Л. Мы и наши дети / Л.Островская // Дошкольное воспитание. 1983. № 8. –  95с.
61.	Островская Л., Рубцова М. За здоровый образ жизни 
/  Л.Островская, М.Рубцова //Дошкольное воспитание. 1987. № 6. 
–  95с.
62.	 Персидская И.В., Фонова Г.А. Классные часы в 1-4 классах. / И.В.Персидская, Г.А.Фонова. -, Волгоград: Учитель, 2006, - 204с.
63.	Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Пед. соч.: В 2 т. 
/ И.Г.Песталоцци – М., 1981. – Т. 2. – 218с.
64.	Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216с.
65.	 Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа. / Л.Г.Петряевская. - М., 1999. 
66.	Пинчук Л. Власть примера / Л.Пинчук – М.: Политиздат, 1970. 
– 223с.
67.	 Подласый И.П. Педагогика. / И.П.Подласый. - 2 часть, М., 2003. -255с. 
68.	 Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопр. психол. 1982. № 2.  51-59с.
69.	 Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии / Б.Н.Попов – Якутск, 1994. – 138с.
70.	Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: «Педагогические мысли, идеи, взгляды» / И.С.Портнягин – Якутск: ЯГУ, 2002. – 168с.
71.	 Практическая психология образования, М.: Творческий центр «Сфера». – 1997- 260с. 
72.	 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, 
Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. - 440с.
73.	Радванова С. Социальные и юридические проблемы неполной семьи./С. Радванова - //М.: Прогресс, 1980. - С.113-116.
74.	 Ратанова Т.А., Золотарева Л.Н., Шляхта Н.Ф.. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: МГОПУ. – .55-57с.
75.	Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение. – 1946.- 307-311с. 
76.	Слепцова З.С. Педагогическое общение. / З.С.Слепцова. - М., 2003. -231с.
77.	Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. /В.Н.Соколова, Г.Я.Юзефович  - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
78.	 Социология: Учебник. - М.: 1999. -344с.
79.	Спицын Н.П. Учитель-родители: правила общения./ Н.П.Спицын  - //Начальная школа. - 1993. - № 10. - С. 56-58.
80.	Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик./ С.Ф.Спичак  - Москва-Воронеж, 1995. - С.10-15.
81.	Степанов Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. / Е.Н.Степанов. - Выпуск 1.М. 2005.-144с.
82.	Стрельчук И.В. Алкоголь и потомство / И.В.Стрельчук – М., 1979. 
– 300с.
83.	Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. / Е.В.Субботский - М., изд. Просвещение, 1991, 198с.
84.	Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека 
/ В.А.Сухомлинский – М., 1978. – 69с.
85.	Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А.Сухомлинский 
– М., 1978. – 94с.
86.	Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский 
– М., 1971. – 230с.
87.	Сухомлинский В.А. Трудные дети / В.А.Сухомлинский – М., 1967.
 – 79с.
88.	Теплюк С. Истоки самостоятельности / С.Теплюк //Дошкольное воспитание. 1991, №7, 67с.
89.	 Тимофеев Д.И. К вопросу формирования современного человека./ Д.И.Тимофеев  - //Народное образование Якутии. – 1999. - №3 - 42 с.
90.	 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. / В.Я.Титаренко. - М., изд. Мысль, 1987, - 351с.
91.	Титов В.А. Общая педагогика. / В.А.Титов. - М., 2005, -272с.
92.	Титов В.А. Педагогика начальной школы. / В.А.Титов. -  М., 2003, -224с.
93.	Титов В.А. Специальная педагогика. / В.А.Титов. -  М.,2004,- 224с.
94.	 Тощенко Т. Социология. Общий курс /Т.Тощенко - М.: 1999. 
- 512с.
95.	Трофимова О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка./ О.Г. Трофимова - //Начальная школа. - 1995. - № 7.
96.	Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя./ О.Н.Урбанская  - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18.
97.	Устинова М. Семья – источник народного воспитания./ М.Устинова  - // Народное образование Якутии. – 2002. - №1. – 152 стр.
98.	 Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. / Дж.Х.Флейвелл. -, М., изд. Просвещение, 1967, - 345с.
99.	 Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. / И.Я.Харламов. - 7-е изд..- Мн. Университетское, 2002.- 560с.
100.	 Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка /  ГТ.Хоментаускас 
– М., 1989. – 322с.
101.	 Хьелл Л., Зиглер Д.   Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
102.	Цветы жизни: Сборник. – С.-Пб.: ТОО "Лейла", 1995. – 384с.
103.	Черкасская Т.Т. Профессия – родитель /Т.Т.Черкасская 
– Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. – 79с.
104.	Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В.И.Чирков //Вопросы психологии. 2007, №3, -  102с.
105.	 Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями./ К.Г.Шепелева  - //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.75-76.									
3,000 руб.