Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Период поступления в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его; он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).[6, с.42]
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» не-оценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Успехи ребенка в школе во многом определяются готовностью к школе. [17, с.6]
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рас-сматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованием учебной деятельности. В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внес Л.С. Выготский. Также данная проблема широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.Г. Салмина и другие).
Таким образом, учитывая практическую значимость поставленной про-блемы, недостаточную разработанность и эффективность в педагогической теории процесса воспитания, в качестве темы выпускной квалификационной работы мы избрали: «Особенности развития первоклассников и их готовность к обучению в школе».
Объект исследования: учащиеся первого класса.
Предмет исследования: особенности развития первоклассников и их готовность к обучению в школе.
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования: обучение ребенка в школе будет происходить более эффективно, если учитель при работе с учащимися первого класса будет проводить специальные занятия, направленные на повышение уровня готовности ребенка к школе.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были опре-делены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую и научно-методическую литературу по проблеме особенностей развития детей дошкольного возраста и их готовности к обучению в школе.
2. Выявить особенности личности младших школьников, особенно уча-щихся первого года обучения.
3. Дать определение готовности к школе и ее видов.
4. Продиагностировать учащихся на предмет их готовности к школе.
5. Провести комплекс занятий, направленных на формирование позитивного статуса ученика первого года обучения.
7. Провести анализ полученных результатов.
Методологические основы исследования:
- основа целостного подхода к рассматриваемому педагогическому процессу (В.С. Ильин, И.Я. Лернер);
- идеи личностно-ориентированного обучения, положения об обучаемом как о субъекте деятельности (В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы научно-педагогического исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- моделирование на теоретическом и прикладном уровне;
- диагностический;
- математическая обработка результатов.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты формирования позитивного статуса ученика первого года обучения, во второй – проведена опытно – экспериментальная работа по формированию позитивного статуса ученика первого года обучения.
Практическая значимость данного исследования заключается в следу-ющем:
1. Данные исследования можно использовать при чтении лекций или проведении семинарских занятий по общей психологии.
2. Материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использо-ваны в практике психологами и педагогами.
Апробация. ...
База исследования: …
Этапы исследования:
I. Анализ психолого-педагогической литературы, уточнение темы и аппарата исследования (2004-2005 г.).
II. Изучение педагогического опыта по теме исследования (2005-2006 г.)
III. Подбор материала для эксперимента (май 2006г.).
IV. Опытно-экспериментальная работа (сентябрь 2006- март 2007 г.).
V. Обработка результатов исследования (апрель-май 2007 г.).
Структура выпускной квалификационной работы определена зада-чами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Объем работы составляют 81 страницы машинописного текста, включающего 11 таблиц, 3 диаграммы, 7 прило-жений.
3,000 руб.
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития учащихся первого класса и проблемы готовности к обучению в школе…...……………………………… 7
1.1 Особенности личности первоклассника…….…………………………...... 7
1.2 Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема…………………………...…………………………….........................
23
Выводы по главе 1……………………………………………………………… 37
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение готовности к обуче-нию................. 38
2.1 Исследование готовности к школе учеников первого года обуче- ния ……………………………………………....................................................
38
2.2 Комплекс занятий по формированию позитивного статуса ученика первого года обучения ….…………………………...........................................
41
2.3. Анализ проведенной работы……………………………………………. 71
Выводы по главе 2……………………………………………………………… 76
Заключение……………………………………………………………………… 77
Литература……………………………………………………………................. 79
Приложения……………………………………………………………………... 82
3,000 руб.
Период поступления ребенка в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический об-лик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные воз-можности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Выделяют следующие факторы формирования личности первоклассника:
1. Общественное бытие, страна, в которой он живет.
2. Специфические особенности быта, культуры и природы населенно пункта, где живет ученик.
3. Семья, в которой он родился и воспитывается.
4. Среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые.
5. Различные внешкольные учреждения.
6. Школа, в которой учится и воспитывается ученик.
Исследованию готовности к школе посвящено множество работ отечественных психологов и педагогов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.Л. Андрющенко и других.
Для своей экспериментальной работы мы выбрали методику «Урок в моем классе». Данная методика были проведена нами с 15 учащимися первого класса.
В результате проведения методики мы увидели, что в группе испытуемых просматриваются все уровни развития волевой сферы. Игровой тип готовности к школе имели 4 человека из 15 (27%), псевдоучебный – 6 человек из 15 (40%), предучебный – 3 человека из 15 (20%) и учебный – 2 человека из 15 (13%).
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости проведения специальных занятий по формированию позитивного статуса учащихся 1 класса.
С учащимися игрового и псевдоучебного типа нами был проведен ком-плекс занятий, автором которого является психолог Т.В. Азарова.
После комплекса проведенных занятий нами была проведена повторная диагностика, включающая в себя методику «Урок в моем классе». В ходе анализа результатов мы пришли к следующему: 10 человек из 15 (66%) смогли повысить свой тип готовности к школе, а это значит, что дети овладели умением действовать по правилу, планировать свои действия.
В итоге мы пришли к выводу, что адаптация и приучение детей к школе будет происходить более эффективно, если учитель при работе с учащимися будет проводить специальные занятия по формированию позитивного статуса ученика первого года обучения.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. Гипотеза подтверждена.
3,000 руб.
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1998.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1996.
4. Безруких М.М., Виноградова Н.Ф., Кучма В.Р., Леонтьева М.Р. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.// Начальная школа, 2000, №12.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск, 1994.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
10. Венгер Л.А. Психологическая готовность ребенка к школе.// Вопросы психологии. – М., 1984, №4.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов./ Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф.; Под ред. Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 1984.
12. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.// Избр. психологичекие исследования. – М., 1956.
13. Выготский Л.С. Детская психология// Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.
14. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1998.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – с.82.
16. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.// Начальная школа, 1997, №12.
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
18. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1966.
19. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишенев, 1983.
20. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Минск, 1998.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М., 1983.
22. Мир детства. Дошкольник./ Под ред. Хрипковой А.Г. – М., 2001.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
24. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1999.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
27. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск, 1992.
28. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников. – М., 1997.
29. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол)// Вопросы психологии. – 1984, №4.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.
31. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1987.
32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.
33. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе.// Вопросы психологии. – М., 1983, №4.
34. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1991.
35. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
36. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1994.
37. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1994.
3,000 руб.