ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. 
Современная жизнь – очень динамична, сложна и полна социальными изменениями. Условия социально-экономической нестабильности наносится удар по наиболее уязвимым социальным институтам, в первую очередь, по институту семьи. 
Между тем, семья является источником реализации базовых потребностей человека – в пище, в заботе, в самоактуализации и др. Утрата или снижение способности семьи удовлетворять какую либо из потребностей личности приводит к возникновению различного рода невротических и психосоматических расстройств, повышению уровня фрустрированности и конфликтности.  
Психология семьи, супружества и различных аспектов брака изучалась в работах Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, С.И.Голода, С.В.Ковалева, Г.В.Осипова, Ю.П.Коваленко, Н.Я.Соловьева, В.А.Сысенко, В.Сатир и др.
Данные авторы также подчеркивают положение о том, что семейные отношения являются базисом жизненного благополучия человека. От полноты реализации семьей ее основных функций, от того, насколько удовлетворяются жизненные потребности личности в семье, зависит благополучие общества. 
В последнее время все большую популярность приобретает форма гражданского, «неофициального» брака супругов. Приверженцы данной формы брака отмечают возможность «проверки» взаимных чувств партнеров, степени совместимости, большую степень финансовой и личностной независимости. Научный, а также социальный интерес вызывает проблема увеличения количества так называемых «гражданских» браков – неофициальных союзов партнеров. 
В связи с необходимостью решения задач оказания консультационной помощи семье в ходе осуществления профессиональной деятельности, авторы данной дипломной работы предприняли попытку выявить психологические особенности взаимоотношений супругов в ситуации неофициального брака и сопоставить результаты с особенностями межличностного взаимодействия партнеров в ситуации официального брака.
Базовым фактором благоприятного брачного союза особое место занимает удовлетворенность браком – переживание супругами благоприятности внутрисемейных отношений.  
В рамках данной дипломной работы целью исследования является сравнительный анализ удовлетворенности супругов в ситуации официального и неофициального брака.
Объект исследования: супруги (семейная пара) в официальном и неофициальном браке.
Предмет исследования: изучить характер взаимосвязи удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов, состоящих в официальном и неофициальном браке.
Задачи исследования:
1.	Провести теоретический анализ проблемы удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов. 
2.	Провести сравнительный анализ межличностных отношений супругов в зависимости от степени удовлетворенности браком. 
3.	Выявить взаимосвязь удовлетворенности браком и особенностей межличностных отношений супругов в официальном и неофициальном браке.
4.	Выявить различия в удовлетворенности браком и особенностей межличностных отношений в официальном и неофициальном браке. 
Гипотезой исследования является предположение о том, что в официальном и неофициальном браке наблюдается различный характер взаимосвязей удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов:
1)	в официальном браке расширяется спектр возможных конфликтных ситуаций между супругами;
2)	в повышении удовлетворенности официальным браком решающую роль играют взаимоотношения супругов, основанные на ответственности друг перед другом;
3)	в повышении удовлетворенности неофициальным браком решающую роль играет автономность партнеров. 
Теоретической основой исследования являются концепции семьи как системы Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. 
Методами исследования являются психологическая диагностика (методики: Тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Стиль межличностного взаимодействия), Тест-опросник «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), Методика «Диагностика психологических трудностей общения» В.А. Лабунской, Методика «Изучение межличностных отношений» В.Шутца), методы математической статистики (анализ статистических различий по критерию U Манна-Уитни).
									
3,000 руб.
								  
									ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Партнерские взаимоотношения в ситуации брачного союза являются неотъемлемой частью полноценной психической жизни личности. 
Как показывает анализ работ различных авторов – специалистов в области психологии и социологии семьи, семья и брак являются по определению и содержанию различными понятиями, включая в круг взаимоотношений разное количество людей. Брачный союз является своеобразным выражением соглашения между двумя людьми, направленным на сохранение его устойчивости. 
Необходимыми условиями повышения удовлетворенности семейными отношениями являются: направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания); нормальное, бесконфликтное общение; доверительность и эмпатия; понимание друг друга; нормальная интимная жизнь; наличие Дома (место, где человек может отдохнуть от сложностей жизни).  
Таким образом, весьма существенной задачей является формирование навыков эффективного решения проблем вообще и семейных в частности. Чем лучше члены семьи представляют себе и контролируют ход этого процесса, чем прочнее навыки и больше опыт решения самых различных проблем, тем сильнее сопротивление семьи искажающему воздействию различных факторов. 
В этом отношении достаточно интересной и актуальной областью исследования является ситуация «гражданского», неофициального брака. 
Экспериментальное исследование, проведенное в рамках данной дипломной работы, позволило выявить взаимосвязь удовлетворенности в браке и межличностных отношений супругов. 
В целом, как в ситуации официального, так и неофициального брака удовлетворенность супругов проявляется в различной степени. С другой стороны, удовлетворенность брачными отношениями супругов в ситуациях официального и неофициального брака определяется различными факторами. 
Во-первых, неофициальный брак предоставляет больше свободы партнерам в личной жизни. У партнеров в таком браке значительно меньше взаимных обязательств, меньше возникает конфликтов, связанных с воспитанием детей, общением с родственниками партнера, проблем, связанных с распределением материальных средств и имущества. Каждый из партнеров относительно независим от другого. Гражданский брак является средой «проверки отношений» на прочность. В данном случае стиль межличностного общения партнеров может изменяться от властного к подчиняемому, от сотрудничающего к замкнутому. 
В официальном браке супруги в большей степени зависимы друг от друга, существует система межличностных отношений с родственниками партнера, актуальна проблема воспитания детей. Официальный брак характеризуется как система относительно устойчивых взаимоотношений – резкие изменения стиля межличностного общения одного из супругов могут способствовать повышению напряженности во взаимоотношениях.
Как показывают результаты бесед с партнерами, состоящими в официальном и неофициальном браке, гражданский брак воспринимается как некая «переходная стадия» к браку официальному. При этом отказ партнера от официальной регистрации отношений может резко снижать удовлетворенность другого партнера таким союзом – возникают подозрения в нестабильности, временности отношений, на первый план выступает проблема доверия партнеров.
Кроме того, как показывает анализ социологических исследований, посвященных проблеме неофициального брака, существует множество скрытых финансовых, имущественных проблем и споров в ситуации, когда партнеры не являются законными супругами. Данные проблемы могут резко обостриться в той или иной жизненной ситуации (например, рождение ребенка).
В целом, на наш взгляд, нельзя достаточно однозначно ответить на вопрос о предпочтении той или иной формы брака. Предпочтение должно отдаваться той форме брака, которая способствует установлению доверия, взаимопомощи и сотрудничества партнеров.   
 Для достижения супружеской гармонии существует не так уж много помех. Теоретически большинство супружеских пар может жить гармонично и счастливо, приспособившись к внешним условиям, не давая внешним факторам вмешиваться в супружеские межличностные отношения. Для этого достаточно их обоюдного желания и соответствующих знаний. И даже физически ущербным людям не закрыта дорога к супружескому счастью, за редкими, конечно, исключениями. Просто супруги должны быть уверены, что все усилия, направленные на сближение и преодоление помех, не пропадут. А компромиссы, творческий подход к семейным проблемам и небольшие жертвы не оставят супругов без щедрого вознаграждения. А вознаграждение это - супружеское счастье.									
3,000 руб.
								  
									СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.	Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования, 1987, №4.
2.	Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 416 с.
3.	Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
4.	Бевзова Л.В. Социально-психологические трудности педагогического   общения в системе «учитель-ученик» //  Психологические трудности общения:  диагностика и коррекция. Тез.докл.всесоюз.конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 58-61.
5.	Бодалев А.А Психологические   трудности   общения  и  их преодоление / А.А. Бодалев,  Г.А. Ковалев // Педагогика. – 1992. – № 5-6. – С.65-70.
6.	Бреус Е.Д. Динамика трудностей общения педагогов в процессе социально-психологического тренинга // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1996. – Вып.1, Часть I. – С.230-238.
7.	Вереникина И.М. Преодоление  возможных  конфликтных  ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С.71-77.
8.	Вислоцкая М. Искусство любви (двадцать лет спустя). – М.: Советский спорт, 1991.
9.	Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии, 1985, №5.
10.	Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи //Вопросы психологии, 1985, №2
11.	Голод С.И. Стабильность семьи. – М.: Наука, 1984.
12.	Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40 с.
13.	Григорьева Е.А. Социально-психологические характеристики общения трудного партнера в представлениях психолога и клиента. Диплом.работа.  – Ростов-на-Дону, 1995.- 87 с.
14.	Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
15.	Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейная политика // Социологические исследования, 1994, №9. 
16.	Джеймс М. Брак и любовь – М.: Прогресс, 1985. – 192 с.
17.	Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете конценции отношений // Групповая психотерапия. – М.: Медицина. – 1990. – С. 89-121.
18.	Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика. 1987.
19.	Кузнецова Е.В.  Трудности    педагогического    общения,     обусловленные невербальным  поведением  учителя,  методы  их  коррекции //  Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С.75-81.
20.	Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения //  Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А. Крылова. – СПбГУ, 1995. – С. 82-92.
21.	Лабунская В.А.  От  проблемы   затрудненного   общения   к постановке     проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1997. – Вып.2. – С.24-40.
22.	Лабунская В.А.  Типы  структур  психологических   трудностей   общения //  Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. Всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С.10-15.
23.	Лабутова И.В. Системное развитие коммуникативных умений учителя как  условие преодоления трудностей педагогического общения // Психологические трудности общения. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на- Дону, 1990. – С. 64-65.
24.	Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Юнити, 2000.
25.	Левкович В.П., Зуськова О.В. Методика диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии, 1987, №4.
26.	Мастертон Г. Сексуальные секреты вашей соперницы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 
27.	Менджерицкая Ю.А.  Особенности   эмпатии  субъектов   затрудненного   и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998. –  с. 289.
28.	Методы психологической диагностики /Л.Н.Собчик. Выпуск 3 «Диагностика межличностных отношений». М. 1990. 
29.	Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 151 с.
30.	Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака //вопросы психологии, 1984, №3.
31.	Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. МГУ. 1986.
32.	Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.: 1990.
33.	Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 301 с.
34.	Парыгин Б.Д. Психологический  барьер и его природа // Социальная психология и философия / Общ. ред. Б.Д. Парыгина. – Л.: ЛГПИ, 1975. – Вып.3. – С 3-13.
35.	Петровская Л.А.  Теоретические   и   методические   проблемы   социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 162 с.
36.	Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 254 с.
37.	Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. – М.: Педагогика, 1983. – 224 с.
38.	После свадьбы: Сборник. – СПб.: ТОО «Лейла», 1995.
39.	Психология затрудненного общения. Учебное пособие. / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
40.	Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
41.	Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня.  - Вильнюс: Минтис, 1977. 
42.	Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 1999. – 165 с.
43.	Стахеева О.Н. Потребности  и  трудности  педагогического  общения  будущих учителей // Психологические  трудности общения. Тез. докл. Всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 71-75.
44.	Стрелкова И.Э. К проблеме психодиагностики и психокоррекции трудностей  межличностного  общения  студентов // Психологические  трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 3-7.
45.	Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.
46.	Титаренко С.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.
47.	Улыбина Е.В. Взаимосвязь  инструментальных и мотивационных  трудностей   межличностного  общения  //  Психологические  трудности  общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 18- 21.
48.	Фетискин Н.П.   Психологическая   структура   монотогенного  скучного педагога  // Ежегодник  РПО « Психология и практика». – Ярославль, 1998. – Т. 4. – Вып. 2. – С.216-217.
49.	Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., Статистика, 1978.
50.	Ходаков Н.М. Молодым супругам. – М.: Медицина, 1979. 
51.	Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуациях временного дефицита // Психологические исследования общения. – М., 1985. – С.285-299.
52.	Цуканова Е.В. Психологические   трудности   межличностного   общения. –   Киев: Вища школа, 1985. – 160 с.
53.	Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999.
54.	Энциклопедия практического самопознания. М., Международная педагогическая академия, 1994.
55.	Южанинова А.Л.  Типы  затруднений  в  общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические  трудности  общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 21- 23.
56.	Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально – психологические и медико – биологические основы семейной жизни. – Киев, 1990.									
3,000 руб.