Здоровье - неотъемлемая составляющая общественного богатства, а потому приобщение их к здоровому образу жизни рассматривается как дело государственного масштаба. Как известно, именно здоровый человек способный наиболее эффективно создавать духовные и материальные ценности, генерировать новые идеи и творчески их решать.
Проблема культуры здоровья и здорового образа жизни занимали важное место в роботах психологов, педагогическом наследии выдающихся ученых, философов из древнейших времен до наших дней. Так, обращаясь к трудам Дж.Локка, Г.Сковороды, И.Песталоццы, К.Ушинского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, мы видим, как много внимания они уделяли именно здоровью своих воспитанников, привитию им гигиеничных навыков, профилактике умственной утомляемости, соблюдению режима работы (учебы) и отдыха. Большое внимание уделялось и формированию у школьников здорового образа жизни и культуры здоровья в целом.
Анализ наследия выдающихся педагогов, философов, врачей разрешает сделать вывод о том, что обязательным условием эффективного обучения саморазвитию личности есть формирования культуры здоровья. Предметом изучения разнообразных наук есть вопросы, которые связаны с сущностью культуры здоровья, ее ролью в установлении активного отношения индивида к своему организму, развитием духовно, психически и физически здоровой личности. Повышение внимания к проблеме культуры здоровья со стороны представителей разных научных областей обусловлены ее важным значением в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности.
Культура здоровья имеет важное значение для школьников. Она оказывает содействие требовательному, активному отношению учеников к своему организму, которая в итоге определяет не только их здоровье, но и успешность учебной деятельности. Ведь здоровье зависит не только от биологических, генетических, психофизиологических задатков человека, но и от его культуры, которая содержит в себе разные способы реализации социальных и естественных сил человека.
Задачей образовательных учреждений является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно-нормативного до проведения отдельного урока - позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здоровья школьников.
Актуальность исследования определяется востребованностью в условиях современного российского общества человека, ориентирующегося на здоровый образ жизни как единственно правильный и личностно одобряемый способ жизнедеятельности; потребностью в разработке научно-теоретических и организационно-методических аспектов, обеспечивающих в условиях образовательного процесса начальной школы подготовку личности, воспринимающей здоровый образ жизни как необходимое слагаемое здоровья и благополучия в сферах социального, производственного, семейного и культурного бытия.
Актуальность исследования, социальная значимость работы определили выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья младших школьников».
Объект изучения - культура здоровья у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование проблемы формирования культуры здоровья младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья младших школьников будет успешным, если: определена сущность феномена культуры здоровья младшего школьника; разработаны и проведены специально организованные занятия по формированию культуры здоровья младших школьников.
Исходя из предмета, объекта и гипотезы, для достижения поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы охарактеризовать здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема, рассмотреть здоровье как ценность и критерии его проявления;
2.рассмотреть особенности формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте;
3. провести экспериментальное исследование по проблеме формирования культуры здоровья младшего школьника;
4.подобрать и апробировать методику работы по формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте;
5. выявить динамику культуры здоровья в младшем школьном возрасте.
В качестве методологической основы исследования использовались: теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (А.Р.Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); теоретические положения о сущности здорового образа жизни (Ф.Р. Филатов и др.).
Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми, беседы с учителями начальных классов; психодиагностические методы: анализ продуктов деятельности; беседа с детьми, экспериментальная работа.
База исследования: в исследовании принимали участие 20 учеников 2 класса МОУ СОШ № 83, г. Волгограда, Волгоградской области.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования культуры здоровья младших школьников 6
1.1Здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема. Здоровье как ценность и критерии его проявления 6
1.2 Особенности формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формированию культуры здоровья младшего школьника 18
2.1Организация экспериментального исследования и проведение эксперимента 18
2.2Методика формирования культуры здоровья младших школьников23
2.3Динамика сформированности культуры здоровья младших школьников. Проведение контрольного эксперимента 30
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38
1,200 руб.
Целью нашей работы было теоретическое и экспериментальное исследование проблемы формирования культуры здоровья младших школьников.
Мы смогли провести теоретический анализ научной литературы охарактеризовать здоровый образ жизни как психолого-педагогическая проблема, рассмотреть здоровье как ценность и критерии его проявления; рассмотреть особенности формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте; провести экспериментальное исследование по проблеме формирования культуры здоровья младшего школьника; подобрать и апробировать методику работы по формирования культуры здоровья в младшем школьном возрасте и выявить динамику культуры здоровья в младшем школьном возрасте.
По результатам первичного обследования мы отметили низкий уровень сформированности культуры здоровья детей, что указало на необходимость проведения коррекционной работы по повышению культуры здоровья детей. Для выявления динамики и эффективности проведенной формирующей работы было организовано повторное обследование, в результате которого мы отметили некоторые изменения в лучшую сторону.
Таким образом, в исследовании мы доказали гипотезу работы, выполнили поставленные задачи и достигли цели. Считаем данное исследование завершенным.
1,200 руб.
1.Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3.
2.Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 1985. - №8.
3.Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1989.
4.Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.- Балашов: Изд-во «Арья», 2006.- С.23-26.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
7.Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2005.-182 с.
8.Гринина О.О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. - 1997. - № 1
9.Дзапарова Н.К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников. // Этническая педагогика: теория и практика. Материалы всероссийской конференции. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2007.–С.56-63.
10.Дзапарова Н.К. К вопросу о здоровьесберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. № 9, 2007г.- С.61-64.
11.Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2001. – №3.
12.Журавлева И.В. Отношение к здоровью, как социокультурный феномен: Дис. ... д-ра социол.наук: 22.00.04. - М., 2005. - 434 с.
13.Здоровый образ жизни. Учебное пособие. - Ярославль, 1999.
14.Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01. - Шуя, 2000. - 171 с
15.Каракотова С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2004. - 186 с
16.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
17.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
18.Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Нервно-психическое здоровье и задачи психогигиены детства. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. - М., 1984, с.173-183.
19.Курганская Т.В. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Армавир, 2004. - 205 с.
20.Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2.
21.Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
22.Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе, М. 2001
23.Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3.
24.Молчанова Л.Ф. Образ жизни семьи и здоровье // Советское здравоохранение. - 1990. - № 10.
25.Основные документы ВОЗ: 38-е издание, Женева, 2003, 57
26.Плешкова Г. В., Анисимова З. В., Дмитриева Н. Г. Уроки нравственного здоровья. - Москва, 1994.
27.Полтавцева, Н.Е. Педагогические условия формирования культуры Здоровья у старшеклассников в процессе их исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2003. - 212с.
28.Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков - важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность. – М.: Медицина, 1990, с. 14-26.
29.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
30.Сокорев, В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук / Сокорев В.В. Белгород, 2004. - 23с.
31.Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003, №3.
32.Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000.
33.Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - Санкт-Петербург. 1997.
34.Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. … кан. пед. наук. – Екатеринбург, 2005.- 245 с.
35.Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 1994. - №1
36. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2000, № 1(3).)
1,200 руб.