Введение
																	Содержание
																									Заключение
																									Литература
																  
									Проблема ограничения самореализации человека относится к категории сложнейших современных проблем. Особенно остро эта проблема стоит в со-временном обществе в отношении лиц с ограниченными возможностями. Число людей со значительными нарушениями здоровья увеличивается с каждым го-дом.
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек, – семьи, дома-интерната, социального ок-ружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не отно-сятся к разряду чисто медицинских явлений. Люди с ограниченными возмож-ностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, откло-нений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специаль-ным потребностям, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам.
Несмотря на развитие системы социальной поддержки инвалидов, в отно-шении реабилитации лиц с ограниченными возможностями остается много не-разрешенных вопросов теоретического и практического характера. Система реа-билитации инвалидов в нашей стране развита недостаточно (например, по срав-нению со странами Западной Европы). Технологии социальной адаптации и реабилитации реализуются в недостаточном объеме. 
Дезадаптивные процессы широкого диапазона, осложняющие оптималь-ные условия интеграции в среде обитания выступают на первое место при рас-смотрении проблемы инвалидности. В этой связи первостепенное значение приобретает поиск оптимальных, эффективных вариантов технологий и мето-дов социализации на всех этапах развития человека с ограниченными возмож-ностями, то есть – способов реабилитации.
Реабилитация инвалидов – сложнейшая многоаспектная проблема, в ко-торой в равной мере значимы медицинские, социальные и профессиональные аспекты. Вместе с тем особое место должна занимать профессиональная реаби-литация инвалидов. Обусловлено это тем, что экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и инте-ресов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан.
Проблеме реабилитации посвящены многочисленные научные програм-мы, разрабатываемые в рамках ООН такими организациями, как Всемирная ор-ганизация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная организация труда (МОТ) и др.
Следовательно, проблема социальной реабилитации – сложное комплекс-ное понятие, имеющее социальные основы.
Целью нашего исследования является изучение процесса реабилитации детей-инвалидов с социальной точки зрения.
Объект исследования – социальные основы реабилитации детей - инвали-дов.
Предмет – процесс реабилитации детей со стойкими нарушениями зрения.
Гипотеза – процесс реабилитации детей-инвалидов по зрению будет ус-пешным при условии осуществления комплексного психолого-медико-педагогического подхода и обеспечения социальной поддержки детям и их бли-жайшему окружению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи в ходе исследования: 
1. Дать характеристику сущности и этапов социальной реабилитации;
2. Описать виды реабилитации в детских учреждениях;
3. Изучить систему реабилитации лиц с недостатками зрения;
4. Рассмотреть особенности реабилитации детей с нарушением зрения.
В ходе решения этих задач мы будем использовать теоретический метод анализа и обобщения психологической, медицинской и педагогической литера-туры.
В основе исследования лежит культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, учение Л.С. Выготского о структуре дефекта, гумани-стический подход к пониманию личности, деятельностная теория А.Н. Леонтье-ва.
									
1,200 руб.
								  
									Введение	3
Глава 1. Теоретические основы реабилитации детей-инвалидов	6
1.1. Сущность и этапы социальной реабилитации	6
1.2. Виды реабилитации в детских учреждениях	12
Выводы по главе 1	22
Глава 2. Социальные основы реабилитации детей с нарушением зрения	23
2.1. Система реабилитации лиц с недостатками зрения	23
2.2. Особенности реабилитации детей с нарушением зрения	25
Выводы по главе 2	32
Заключение	33
Список литературы	35
									
1,200 руб.
								  
									Целью нашего исследования было изучение процесса реабилитации детей-инвалидов с социальной точки зрения.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи: 
1. Охарактеризована сущность и этапы социальной реабилитации.
Понятие реабилитации может быть определено с различных точек зрения. В нашем исследовании мы опирались на определение реабилитации как процес-са, имеющего целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимально-го физического, интеллектуального, психического и социального уровня дея-тельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призван-ные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.
В специальной психологии и педагогике доказано, что само по себе воз-вращение утраченных функций (излечение) в большинстве случаев не ведет к полному восстановлению социальных связей личности. Это обусловлено тем, что в результате дефекта изменяется весь ход развития, могут появляться вто-ричные и третичные дефекты развития.
Таким образом необходимо обеспечивать комплексную систему мер, направленную на восстановление связей общества и инвалида. Таким образом реабилитация имеет социальные основы.
Выделяют три фазы (этапа) реабилитации – стабилизации, мобилизации и реактивации.
2. Видами реабилитации в специализированных детских учреждениях вы-ступают медицинская, социальная и психолого-педагогическая реабилитация.
Реабилитация осуществляется в системе различных учреждений, особое место среди которых занимают специальные школы. Обучение и воспитание там выстраивается на основе принципов специальной педагогики и психологии, используются специальные методы. Этапы и ступени обучения выстраиваются в соответствии со спецификой нарушений в развитии у детей. Содержание обра-зования направлено на то, чтобы дети могли с учетом особенностей овладеть основным объемом необходимых знаний, умений и навыков, которыми облада-ют их сверстники без нарушений.
В специальных учебных заведениях работают специалисты различного уровня, осуществляющие деятельность по созданию условий для всестороннего развития и самораскрытия детей, поддержанию и восстановлению их здоровья. Т.е. осуществляются реабилитационные меры психологического, педагогиче-ского, медицинского и социального видов.
3. При изучении системы реабилитации лиц с недостатками зрения были раскрытии принципы  и особенности процесса обучения и воспитания, меди-цинской и социальной поддержки. 
4. Особенности реабилитации детей с нарушением зрения состоят в сле-дующем: медицинское сопровождение способствует улучшению зрения и про-филактике осложнений. В психолого-педагогическом плане отбирается специ-альное содержание и методы обучения и воспитания – делается акцент на под-готовительном ориентировочном этапе освоения знаний, на развитии наглядно-образного мышления, формировании адекватных зрительных образов и др. В социальном плане обеспечивается поддержка и сопровождение семьи и самого ребенка – обеспечение льгот, защита и отстаивание прав и интересов, помощь в обеспечение специальными тифлотехническими приборами и др.
Таким образом, процесс реабилитации детей-инвалидов по зрению будет успешным при условии осуществления комплексного психолого-медико-педагогического подхода и обеспечения социальной поддержки детям и их бли-жайшему окружению.
Следовательно, задачи исследования были успешно решены, цель достиг-нута.									
1,200 руб.
								  
									1.	Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и соци-альной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1. – С. 3 -10.
2.	Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патоп-сихологии. - М., 1994.
3.	Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в раз-витии. - М.: Просвещение, 2001.-569с. 
4.	Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей.  М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995. – 108 с.
5.	Дефектология: Словарь-справочник /Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1996.
6.	Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992
7.	Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издатель-ство ППМИ, 1993. – 76 с.
8.	Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. – 88 с.
9.	Колесник Ф.А., Дыскин А.А., Гринштейн Е.Я. и др. Принципы со-ставления индивидуальных программ реабилитации инвалидов: Метод. реко-мендации. Л., 1984.
10.	Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
11.	Литвак А. Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
12.	Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефекто-логия. – 1996.- №1. – С. 83-85.
13.	Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Пе-дагогика, 1991. – 160 с.
14.	Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.
15.	Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образова-тельном учреждении // Воспитание школьников,№1, - 2001.
16.	Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998. – 368 с.
17.	Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
18.	Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогатель-ной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 2002.-728с.
19.	Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Па-нова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
20.	Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - №1 - с. 258 
21.	Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с наруше-ниями зрения //Дефектология. - 1997.- №2.
22.	Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.
23.	Специальная педагогика: Учеб.пособие для стд.высш.пед.учеб. заве-дений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред.Н.М. Назаро-вой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
24.	Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
25.	Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 752 с.
26.	Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. ос-новы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
27.	Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
28.	Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нару-шениями зрения в начальных классах / Под ред. Л. И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
29.	Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
30.	Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996.									
1,200 руб.