Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций. 
Государственный бюджет выступает характерным явлением всех стран с рыночной экономикой. Будучи объективным явлением, он представляет собой экономическую науку, изучающую важнейшую составную часть финансово-экономической жизнедеятельности общества. Сознательное управление последней предполагает необходимость изучения бюджетной системы.
Переход к рыночной экономике характеризуется радикальными изменениями в системе отношений собственности, бурным развитием и резким усилением роли финансовых отношений, особенно в сфере формирования и использования государственных денежных фондов. Актуальность данной работы обусловлена тем, что научно обоснованное управление государственными финансами невозможно без исследовании эволюционных процессов в данной области.
Цель работы состоит в исследовании расходов федерального бюджета РФ. 
Данная цель реализуется в виде решения следующих задач:
- раскрыть содержание и состав расходов бюджета
- проанализировать военные расходы государства
- исследовать расходы на социальные цели.
- определить современные проблемы бюджетного финансирования в РФ.
									
1,200 руб.
								  
									ВВЕДЕНИЕ	3
1. Содержание и состав расходов бюджета	4
1.1 Экономическое содержание расходов бюджета, их классификация	4
1.2 Структура и динамика бюджетных расходов за 2005-2007гг.	8
1.3 Специфика бюджетных расходов развитых стран	12
2. Военные расходы государства	14
3. Расходы на социальные цели	18
4. Современные проблемы бюджетного финансирования в РФ	23
4.1 Основные проблемы бюджетного финасирования	23
4.2 Основные приоритеты бюджетных расходов	27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	33
									
1,200 руб.
								  
									Таким образом, содержание и характер расходов бюджета государства определяются особенностями социально-экономического и государственного устройства страны, а также спецификой конкретного исторического этапа развития. В то же время любое государство независимо от каких-либо факторов объективно осуществляет расходы на финансирование традиционных функций.
Согласно государственному устройству и бюджетной системе РФ расходы страны распределены на федеральные, субъектные и местные. Их формирование строится на базе минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, а также на единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
На федеральный бюджет развитых стран возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. Расходы бюджетов связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.
Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ показал, что наибольший объем расходов за 2005-2007гг. приходился на межбюджетные трансферты, расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику. Суммарная доля расходов по перечисленным разделам в 2007г. составляет 81,24% против 84,07% по итогам исполнения бюджета в 2006 г. Далее следует финансирование разделов «Образование», «Здравоохранение и спорт» и «Социальная политика» и «ЖКХ». Расходы по остальным направлениям значительно ниже. В расходах наибольшим темпом возрастали расходы на ЖКХ, а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата. 
Важнейшей составляющей национальной безопасности являются военно-экономические ассигнования. В России в 2005-2007гг. наибольший удельный вес в расходах на национальную оборону составляли расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил (около 70-80%). Доля расходов по разделам «Мобилизационная и вневойсковая подготовка», «Ядерно-оружейный комплекс», «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества», «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» снизилась (2007г. к 2005г.).  При этом существенно выросла доля средств, выделяемых на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности и другие вопросы в области национальной безопасности.
Уровень ассигнований, выделяемых на оборону в России, сопоставим с уровнями таких стран, как Канада, Испания, Нидерланды, Турция, несмотря на содержание вооруженных сил, значительно превосходящих по численности данных государств. Для того чтобы объемы военных расходов России были сопоставимы с военными расходами ведущих стран НАТО, их доля в ВВП должна быть значительно большей, чем в бюджетах зарубежных стран. Однако, если в современных условиях экономические возможности России ставят определенный предел по доле отвлечения экономических ресурсов на военные цели и особенно по доле военных расходов в федеральном бюджете, то на первый план выходит задача повышения эффективности использования ограниченных бюджетных средств за счет оптимизации оборонного бюджета, экономии и рационального использования финансовых ресурсов.
Таким образом, обладая мощным ядерным потенциалом, Россия продолжает играть активную и важную роль стабилизирующего фактора мировой политики, но государственная военно-бюджетная политика нуждается в корректировке. И в качестве основного направления совершенствования военно-бюджетной политики большое значение имеет опыт СССР и зарубежных стран.
Одним из наиболее широких направлений расходов федерального бюджета, включающих как социальные выплаты, так и страховые выплаты пенсионного и социального характера являются социальные расходы. Планирование расходов на социальную политику осуществляется по двум основным направлениям: на содержание учреждений, оказывающим социальную помощь населению и на выплату различного рода пособий и предоставлению льгот. Расходы на содержание учреждений планируются на основании смет по соответствующим статьям, структура которых уже рассматривалась на примере учреждений образования.
Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения». Расходы на социальную политику в последние три года сумма увеличивалась незначительно - уровень 2007 г. к уровню 2005 г. составил 1,2 раза. При этом расходы на пенсии возросли в 1,34 раза, прикладные научные исследования в области социальной политики — в 1,74 раз, социальное обеспечение населения — в 1,05 раза. По остальным статьям наблюдается снижение финансирования. 
Таким образом, в условиях катастрофически высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.
При реализации расходной бюджетной политики до сих пор преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. 
Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.									
1,200 руб.
								  
									1.	Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: НОРМА, 2006. 
2.	Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год". Принят ГД ФС РФ 19.11.2008.
3.	Федеральный закон от 03.04.2008 N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год". Принят ГД ФС РФ 19.03.2008. 
4.	Федеральный закон от 09.04.2007 N 41-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год". Принят ГД ФС РФ 16.03.2007. 
5.	ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год". 
6.	ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год". 
7.	ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год". 
8.	Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах
9.	Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002, 687 с.
10.	Бюджетная система РФ: Учебник для экономических вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2004.
11.	Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с.
12.	Государственные финансы России: XIX - первая четверть XX века. М., 2003.
13.	Емельянов Б. Понятие, сущность и функции бюджета // Право и жизнь, 2003, N56. 
14.	Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360с.
15.	Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
16.	Финансы и кредит в 3-ех частях / Под ред. В.П. Литовченко – М., 2006, ч.I Государственные финансы. 
17.	Финансы: учеб. -2-е изд., перераб. и доп./иод ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—636 с.
18.	Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002.
19.	Официальный сайт МинФин РФ www.minfin.ru.
20.	Официальный сайт Президента России www.kremlin.ru
21.	Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru www.socpolitika.ru
22.	Интернет-версия правовой системы КонсультантПлюс www.consultant.ru									
1,200 руб.