2.1. Постановка проблемы, гипотеза, задачи исследования
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли отличается, что у определенной части детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень проявления различных психосоматических заболеваний. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия внутри диады «родитель-ребенок», при которых соматические проявления у детей проявляются в возрасте 3-7 лет проявляются наиболее ярче. 
Гипотеза исследования:  существует взаимосвязь между личностными особенностями родителей и особенностями протекания детско-родительских отношений, которые при неблагоприятном течении влияют на соматическое состояние ребенка в возрасте 3-7 лет.   
Экспериментальные задачи:
1. Исследовать личностные особенности родителей
2. Исследование личностных особенности детей 3-7 лет
3. Исследование телесных функций у детей дошкольного возраста.
4. Исследование характера детско-родительский отношений.
5. Провести корреляционный анализ факторов детско-родительских отношений и формирования у ребенка психосоматические заболевания.
									
500 руб.
								  
									Данная работа была посвящена актуальной и до сих пор недостаточно изученной проблеме формирования телесных функций у детей дошкольного возраста. 
В нашей работе нами был рассмотрен психосоматический аспект, отображенный в культурно-историческом подходе к психологии телесности у таких авторов как Г.А.Арина, В.В.Николаева, А.Ш. Тхостов, и др. Данный подход рассматривает психологию телесности с позиции развития человека в онтогенезе. 
Формирование телесных функций у дошкольников происходит на фоне двух основных процессов: физиологического развития организма человека и развития у него самосознания, одной из черт которого является образ своего тела, образ «Я». В онтогенезе на формирование образа своего тела существенное влияние оказывается значимыми взрослыми (родителями).  
Для подтверждения нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между личностными особенностями родителей и особенностями протекания детско-родительских отношений, которые при неблагоприятном течении влияют на соматическое состояние ребенка в возрасте 3-7 лет. Были реализованы поставленные задачи.  
. Большинство родителей детей в возрасте от 3 до 7лет имеют предрасположенность к алекситимическому типу личности, причем, у многих родителей семилетних детей отмечается выраженные алекситимические нарушения. Это является неблагоприятным фактором для формирования соответствующей патологии самосознания у детей, что мы и получили в результатах нашего исследования: трудности дифференцирования и выражения своих эмоций, нарастающие к семи годам у младших дошкольников. Также алекситимические проявления могут затруднять процесс формирования телесных функций и телесного образа, а значит,  может проявляется психосоматическая патология.
Полученные результаты корреляционного анализа подтвердили наличие взаимосвязи между личностными особенностями родителей и особенностями протекания детско-родительских отношений, которые при неблагоприятном течении влияют на соматическое состояние ребенка в возрасте 3-7 лет, во всех трех возрастных группах. 
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении нашей гипотезы. Существует взаимосвязь между алекситимическими чертами личности у родителей их детей, которая осуществляется через негативные стили детско-родительских отношений.
В заключении можно сказать, что результаты исследования носят предварительных характер и говорят об опасной тенденции, наблюдаемой у детей возрасте 3-7 лет. Это может быть интересно как с научной точки зрения, так и для работы психологов в детских дошкольных учреждениях.									
500 руб.
								  
									1.	Александер Ф. Психосоматическая медицна.- М.: ин-т общегуманит. исследований, 2004.-336с.
2.	Антропов Ю.Ф., Бельмер СВ. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. — М., 2005. 
3.	Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 20-21 октября 2004. 
4.	Бернс Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих  взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1995.
5.	Бернс Э. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
6.	Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2002. -  с. 231-235.
7.	Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990 – с. 144.
8.	Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976. 
9.	Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. -288 с. 
10.	Волман Т., Томпсон Т.Л. Психоаналитический подход к психосоматической границе// Журнал практической психологии и психоанализа. – № 3. – 2003. 
11.	Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6т. – М., 1995.
12.	Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ. – М., 2005. 
13.	Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.-№1.
14.	Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.:  Просвещение, 2005.
15.	Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
16.	 Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.   
17.	Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. -  с.224.
18.	Захарова А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
19.	 Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Роспедагентство, 1997. 
20.	Киященко Л.П. О границах телесности человека. – М., 2002. 
21.	Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.,1999.–98 с.
22.	Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 
23.	Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с.
24.	Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.
25.	Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997. 
26.	Лисина М.И., Силвестру А.И. Самопознание у дошкольников. – Кишинев, 1989. 
27.	Менделевич О.В. Роль семьи  в развитии детской тревожности: психосоматический аспект// Тезисы второй всероссийской научной конференции \"Психологические проблемы современной российской семьи\" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 3 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 560 с.
28.	Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. - Пермь, 1993. С. 46. 
29.	Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. 
30.	Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М., 2003. – с. 38-40.
31.	Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб.,  2003.
32.	Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с. 
33.	Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. № 1. Т. 24. С. 119-126. 
34.	Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с. 
35.	Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. /Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Издательство МГУ, 1999. 
36.	Подорога В. А. Феноменология тела. - М., 1995. 
37.	Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр./Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997.
38.	Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М., 2002. 
39.	Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.,1997.
40.	Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности./ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. -  М.: Новая школа, 1996. – 144 с. 
41.	Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского,  2-е издание, испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. -  с. 494.
42.	Психология детства. Учебник/ Под ред. А.А. Реана. – СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с. 
43.	Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил. 
44.	Романова А.А. Проективные методы в психогимнастике. – М., 2006. 
45.	Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. Дубровиной И. В. – М.: Академия, 1995. – 168 с.
46.	Рупчев Г.Е. Психология внутренней телесности. – М.: МГУ, 1999. 
47.	Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
48.	Семенова Н.Д. Психология телесности. – М., 2004. 
49.	Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
50.	Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.73-76.
51.	Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М.: Педагогика – Пресс, 1995. – 168 с.
52.	Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. – 287 с.
53.	Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия. 1997. – 332 с.
54.	Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 312 с.
55.	Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2004.
56.	Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2003. -  с. 272.
57.	Хоружий С. С. О старом и новом. – СПб., 2000.  
58.	Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.
59.	Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.
60.	Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
61.	 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семенная психотерапия. - СПб.: Питер, 2004.
62.	Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995. 
63.	Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Инфра-М, 1997. – 216 с.
64.	Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души.  – СПб., 1997. – с. 336.									
500 руб.