Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что образование и воспитание поставлены в начале ХХІ века перед актуальной проблемой, которая определяется как парадокс нового тысячелетия. С одной стороны, впервые в истории человечества становится очевидным, в какой мере переплетенные и взаимозависимые региональные общества. Тем самым новое значение приобретает старая истина, что они имеют общую историю. Отсюда выплывает и программа образования, за которой каждому ребенку из первого класса становится понятно, что ее жизнь в обществе зависит прежде всего от жизненных условий, что воспитание направлено на решения политических проблем, которые могут подняться над региональными и национальными интересами.
Следовательно, истории принадлежит одна из наиболее важных ролей в формировании мировоззрения школьников и обогащении их духовного мира, подготовке к самостоятельной деятельности, поскольку воспитывает у ребенка патриотизм, знакомит его с выдающимися сильными личностями, развивает у него способность к активному мышлению.
Состояние научного исследования. Научные разработки аналогичной тематики однозначно демонстрируют их чрезвычайную важность. Наиболее значимыми серьезными научными исследованиями темы, осуществленными за рубежом в ХХ веке, появляются работы Дж.Бруннера, Ж.Пиаже, Г.Рота, в которых усиливается внимание к проблемам модернизации содержания образования.
Понятия учебного процесса в аспекты активной деятельности учеников относительно усвоения знаний рассматривали психологи В.Давидов, Д.Ельконин, Г.Костюк, К.Маркова, дидакти Ю.Бабанский, О.Савченко, О.Пометун, Л.Пироженко и другие.
Усиление роли истории в воспитании личности является возможным при условии глубокого понимания причинно-следственной связи явлений. Поэтому использование нестандартных методов ведения урока имеет особенное значение, поскольку только добытое собственным трудом становится залогом воспитания стойких убеждений, моральных качеств, активности в творческой деятельности.
Для воспитания творческой личности с активной гражданской позицией, из розвитий культурой речи, пониманием конкретно исторических условий, необходимо соединить уроки истории с широкой внеклассной работой из предмета.
Новый подход в учебе (и воспитании тоже) означает организацию такого личностного педагогического взаимодействия, при котором происходит не только передача знаний, умений от учителя к ученику, но и наблюдаются их общий личностный рост и общее личностное развитие. Психотехника педагогического общения на учебных занятиях, направленного на создание благоприятного психологического климата является очень важной.
Но для построения современного педагогического процесса реализации личностного подхода в учебе в сфере взаимоотношений педагога и учеников, в етико-гуманістичному плане явно недостаточно.
Учителя, давая интервью на страницах педагогической прессы, в своих ответах на вопрос, как они понимают личностный подход в учебе, не коснулись другой стороны педагогического общения - взаимодействую, организацию учителем процесса познания, учебы. Какая это взаимодействие, рольове или партнерское? Какие способы этого взаимодействия (методы учебы) и формы организации учебной работы учеников, которые касаются личность, что стимулируют активность, что развивают и формируют личностные качества: самостоятельность, ответственность, рефлексивность, креативность и др.
Активность ребенка в учебном процессе оказывается в деятельности, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний, умений и результативностью.
Такого рода активность сама по себе возникает редко в условиях традиционной классно определенной системы. Хотя от природы ребенок наделен гигантской активностью: любопытством к познанию окружающего мира, потребностью во взаимодействии с ним, в общении с людьми, особенно с однолетками, но, оказавшись в роли объекта учебно-воспитательного процессу, лишенная часто инициативы и самостоятельности, права выбора вида деятельности и скорости учебы в своем темпе в соответствии со своими естественными возможностями, склонностями и интересами, она становится пассивной, индифферентной. Гаснет ее интерес к исследуемому, затормаживается развитие. Формируется зависимое поведение, что приводят к недоразвитию внутреннего мира и личности. Главная причина кроется в противостоянии функций учебного и тех, которых учат, и в организации учебы как в психологическом, так и в дидактичном аспектах.
Функции и обязанности строго разделены: учитель выступает в роли учителя, воспитателя, а ученик - в роли ученика, воспитанника. Поведение участников взаимодействия жестко определенно требованиями ролей. В итоге возникает психологический барьер - «позиция сверху»: перед вами учитель, - «я знаю», «вы не знаете». Этот психологический барьер мешает реализации потребности каждого человека быть личностью, свободно обнаруживать и выражать свои мнения, сомнения, отношения, чувства и переживания. Ученик не может предпринимать действия, которые идут вразрез с требованиями учителя. Все это сковывает собственную деятельность, которая является движущей силой их личностного развития: интеллектуального, эмоционального, морального, волевого. Лишенный партнерских отношений с учителем, ученик чувствует себя дискомфортно.
Поэтому ведущие педагоги ищут новых путей взаимодействия с учениками, открывают нетрадиционные формы учебы, благодаря которым естественный познавательный интерес ребенка мог бы раскрыться, что, в свою очередь, будет способствовать результативности процесса учебы.
Цель работы: теоретически довести и подтвердить в результате эксперимента возможности использования современных типов уроков и форм учебы истории в школе.
Объект исследования: процесс учебы истории в школе.
Предмет исследования: современные типы уроков и формы учебы истории в школе.
Гипотеза: Внедрение современных типов уроков для формирования и повышения учебного уровня учеников.
База исследования: СШ
1,200 руб.
Содержание
ВСТУПЛЕНИЕ 3-5
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты исследования особенностей современного урока истории
1.1. Современные подходы к типологии и структуре уроков 6-16
1.2. Особенности приобретения знаний на уроке истории 17-22
1.3 Особенности применения инновационных технологий на уроке истории 23-28
Вывод раздел 1.....................29-30
РАЗДЕЛ 2. Опытно-экспериментальная проверка влияния современного урока истории на развитие учеников и их успеваемость
2.1 Исследование уровня успеваемости детей на констатирующем этапе проверки 31-32
2.2 Интегрированный урок истории, музыки и зарубежной литературы на тему \"Борьба с татарами украинского народа в опере М.В.Лисечко \"Тарас Бульба\" .............................................................................................................33-39
2.3 Успеваемость учеников после проведения опытно-экспериментальной проверки...........................................................................................................40-41
Вывод раздел 2....................................................................................42
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................43-45
1,200 руб.
Вывод
Социально-экономические превращения, которые происходят, обнаружили необходимость воспитания гражданина, личности с новым менталитетом; личность самостоятельную, творческую, готовую к решению нестандартных жизненных ситуаций, социально ответственную, конструктивно вооруженную, независимую, уверенную в себе, в своих возможностях.
Общество, ученые, педагоги начинают осознавать, что традиционная система воспитания в общеобразовательной школе, направленная в основном на формирование знаний, умений, навыков, не производится с этой задачей. Необходимы другие, интенсивные методы воспитания и формы, которые развивают мышление и личность, основанные на новой философии образования, психологию личности и психологии воспитания.
Философия образования рассматривает личность через категории субъекта, воли, саморазвития, целостности, самообразования, самореализации и самой актуализации, а сам учебный процесс, его категории, цель, содержание, методы, формы, средства - как личностно значимые для учеников, которые являются продуктом их личностного опыта.
Имеются все основания думать. что знаниево-просветительская парадигма, которая господствовала в образовании в течение многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самого общего ориентирования в нем стал почти непостижимым! Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знанієвого насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедическая познания поразительно легко уживаются из недоосвіченістю человека в собственное человеческом аспекте. Речь, понятно, идет не о «нехватке» знаний, а об ограниченности знанієвої парадигмы как стилю мышления. Знание же, как такое, - безусловно, универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только, может быть, из немного другими свойствами».
На смену известной парадигме приходит личностная парадигма в образовании и воспитании.
В настоящее время парадигмой, которая определяет направления психолого-педагогічних исследований и работу педагогов-практиков, является личностно ориентированное воспитание и образование. Этому посвящены большие работы известных ученых, статьи в педагогических журналах и газетах, документы Министерства образования Украины, выступления людей, причастных в той или другой степени к школе. У них говорится о переориентации цели школы, ориентации ее на развитие личности, на ученика как субъекта общеобразовательного процесса, а не на нагромождение знаний.
Развитие личности происходит в результате личностного опыта, который складывается в процессе деятельности. Ребенок становится личностью как субъект общественных отношений. Трансформация субъекта является следствием самодвижения его деятельности, то есть личность порождается деятельностью, является продуктом интеграции процессов, которые осуществляют жизненные отношения субъекта.
Особистисно-дияльносний подход отличается от традиционного предметно-діяльносного подхода, используемого при проектировании когнитивных аспектов образования, при котором ученик овладевает предварительно заданным опытом.
Особистисно-дияльносний подход рассматривает когнитивные аспекты образования через значностные отношения субъекта к исследуемому содержанию, что ведут до формирования его личностного опыта, что предварительно задать и запрограммировать невозможно.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баханов К. Мета навчання історії в школі: погляд сучасних учителів//Історія в школі.- М2002.-№1.-С.2-8
2. Білоусько О. До проблеми переосмислення шкільної освіти //Історія України.-2001.-№44(листопад)
3. Базилевська Л. Проблеми формування шкільної історичної освіти та суспільно-гуманітарних дисциплін у 2003-2004рр.//Відкритий урок.-2003.-№13-15.-С.107-110
4. Вагин А. А. Обучение истории в школе. – М.: Просвещение, 2002. – 351 с.
5. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе.— М.,1957.
6. Гаврилюк Р. Історична доля України: Виховна година// Шкільна бібліотека.-2005.-№22
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
8. Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М., 2001.
9. Дьяченко Н. П. Формування національної ідеї на уроках історії України// Історія в сер. і вищ. навчальних закладах України.-2005.-№3.
10. Десятов Д . Виховання толерантності на уроках історії// Історія в школах України.-2006.-№10
11. Иванов С. В. Типы и структура уроков в школе.— М., 1952.
12. Казанцев И. Н. Урок в советской школе.— М., 1956.
13. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.— М.: Педоб-щество России, 2000.— С. 76.
14. Кравченко Д. Історична освіта в школі: проблеми оновлення// Вища освіта України.-2004.-№2.-С.59-65
15. Кадыкова О. М. Я-концепция и уроки истории// Преподавание истории в школе.-2000.-№1.-С.43-46
16. Лейбенгруб П. Изучение истории в школе: Повышать эффективность урока.- Народное образование, 1983, №7
17. Махмутов М. И. Современный урок.— М., 1983.
18. Мисан В. Сучасний урок історії: типологія, структура, характеристика форми// Історія в школах України.-2006.-№2
19. Мисан В. Характеристика сучасного уроку історії// Історія України.-2006.-№2
20. Надеева Е. П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№5
21. Онищук В.А.. Урок в современной школе. — М., 1982. — 190 с.
22. Пометун О., Піроженко Л. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. – К.: АСК, 2005. – 192 с.
23. Пометун О., Фрейман Г. Урок як основна форма навчання історії// Історія в школі.-2006.-№2
24. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи. — К., 1997. — 415 с.
25. Смирнов С. А. Педагогика. — М., 2001. — 204 с.
26. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М.: Прогресс, 1970.
27. Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1986.
28. Фридман Л. М. , Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса: Методическая разработка. – М.: АПН СССР, 1990.
29. Фурман А. В. Проблемні ситуації в навчанні: Кн.. для вчителя. – К.: Рад. шк.., 1991. – 191 с.
30. Фурман А. В. Фундаментальний експеримент у школах України: алгоритм пошуку // Освіта і управління. – 1997. – Т. 1. - № 3. – С. 39 – 56.
31. Хоружа Л. Гуманізація навчально-виховного процесу // Радянська школа. – 2000. – С. 54 – 56.
32. Хуторской А. В. Современная дидактика. — С.-Петербург, 2001. — 301с.
33. Чередов И, М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.— М., 1987.
34. Школьная реформа в действии//Из опыта работы учителей студентів вечерней школы № 27 г. Москвы: Метод, рекомендации / Сост. Г. Д. Глейзер.— Л., 1986.— 37 с.
35. Эльконин Д. Психология. – М.: 1978.
1,200 руб.