Введение
																	Содержание
																									Заключение
																									Литература
																  
									Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразие их проявления в 
каждом регионе планеты, настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного 
человека.
В связи с этим, экологическое образование, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на 
формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей 
социально-природной среде, здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Развитие 
экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей 
современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему 
этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к 
природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.
Немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные 
представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми.
В современной жизни общества экологическая культура и экологическое воспитание имеют большое значение. Возникшие экологические 
проблемы сделали экологическое воспитание неотъемлемой частью всего процесса воспитания.
Человек не может расти и развиваться не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более 
важным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Именно поэтому важен в экологическом 
воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимодействия с природной средой 
систематизируются и обобщаются. В этом и есть актуальность выбранной мной темы «Методика использования живого уголка в обучении 
естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников». 
Объектом данной работы является процесс обучения естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников.
Предметом – методика использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержанию здоровья младших школьников.
Цель работы: Проанализировать методику использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержанию здоровья младших 
школьников.
Задачи работы:
рассмотреть технологию и проблемы создания живого уголка в классе;
выявить возможности использования живого уголка в процессе учебы;
изучить формы работы школьников с растениями живого уголка;
рассмотреть использование комнатных растений в поддержании здоровья младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что использование живого уголка в работе с младшими школьниками будет способствовать интересу детей к 
урокам естествознания и поддержания здоровья.
									
1,200 руб.
								  
									ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШКОЛЬНОГО ЖИВОГО УГОЛКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ	5
1.1. Технология и проблемы создания живого уголка в классе	5
1.2. Теоретические основы использования комнатных растений при изучении различных тем учебной программы начальной школы по 
естествознанию	8
1.3. Формы работы школьников с растениями живого уголка	16
1.4. Свойства комнатных растений и их влияние на здоровье школьников	18
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОГО УГОЛКА В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ	21
2.1. Организация уголка живой природы в учебном классе начальной школы	21
2.2. Работа с растениями в уголке живой природы	23
2.3. Растения, рекомендуемые для уголка живой природы	29
2.4. Использование комнатных растений в поддержании здоровья младших школьников	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ШКОЛЬНОМ УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ	41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»	42
									
1,200 руб.
								  
									Итак, экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло 
к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой 
уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной 
человечеству грозит деградация и вымирание. С принятием законов РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей природной среды» 
созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы 
подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является 
формирование экологической культуры у детей.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и 
благоприятности этого будущего.  Прежде чем стать  государственным и общественным деятелем,  человеку надо экологизироваться - то 
есть приобщиться к природе,  к ее логике  и  тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша 
духовность,  и наш психологический  и физиологический  опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, 
чтобы выжить.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время.  Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней 
относится к природе. В будущем это  может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Немаловажную роль в процессе формирования экологической культуры младших школьников играет работа детей в живом уголке.									
1,200 руб.
								  
									Алексахина Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – 
М.: Прометей, 1996. – 46 с.
Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю.. Экологическая азбука для детей и подростков. - М.: Изд-во 
МНЭПУ, 1995. – 252 с.
Букин А.П.  В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991. – 320 с.
Воспитание школьников. - №1, 2, 3. – 2004.
Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -  Ростов-на-Дону, 1996. – 364 с.
Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С. 78-81.
Захлебный А.Н.  На экологической тропе. - М.: Знание, 1986. – 168 с.
Корчагина Воспитание у детей любви к природе. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1954. – 72 с.
Лола В.Л.  Учим  воспринимать  эстетические  свойства природы // Начальная школа. - 1988. - №1. - C. 25-27.
Моисеев Н.Н. Система «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1994. – 238 с.
Никитин. Б.П. Первые уроки естественного развития, или Детство без болезней. - С.-Петербург.: «Нева-Ладога-Онега», 1991. – 388 с.
Савичева Т.Е. Почему дети путают лося с ослом? // Начальная школа. - 1989. - №1. - C. 23-26.
Смирнова С.И. Педагогика. – М.: Просвещение – АСТ, 2000. – 478 с.
Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. – 360 с.
Цветков И.В. Экология для начальной школы. – М.: Просвещение - АСТ, 2001. – 274 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы 	
Правила по технике безопасности при работе в школьном уголке живой природы:
1. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно 
хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками;
2. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения 
специальными неметаллическими ложечками;
3. Для борьбы с насекомыми - вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами;
4. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, 
которые могут передаться людям;
5. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т.п., учитель должен показать и объяснить, как 
брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно 
принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными;
6. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное 
немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача;
7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание воздуха учащимися из трубки ртом. Это может привести к 
попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика. Отсасывать воздух следует 
резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона;
8. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете 
(лаборатории) биологии.									
1,200 руб.