Введение
 Человек всегда понимал, что живые существа бывают различные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена  он воспринимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют свидетельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда ещё не было письменности, уже существовали люди – первобытные  художники, знахари и вожди, - которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.
 Интерес к индивидуальности человека был свойственен уже первым психологическим работам. Один из учеников Аристотеля – Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате «Этические характеры». В работах Гиппократа и Галена делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти в работах Локка, Монтеля, Дидро.  
 В отличие от широко распространённых ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Вивес, Уарте, Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объективное изучение различий между людьми могло происходить только на основе их экспериментального исследования. Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявление вариативности, но у его первых учеников – Крепелина, Кеттелла и других – появилась  установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки – дифференциальная психология. Её развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.
 Поэтому цель нашей работы – изучить  специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
 В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
•	проанализировать литературу по данной теме;
•	дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её   предмет;
•	изучить и выделить основные особенности формирования психологии индивидуальных различий;
•	рассмотреть условия, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии;
•	выяснить дальнейшие перспективы развития психологии индивидуальных различий;
•	сделать выводы.
 Объект исследования- система психологического знания в области изучения индивидуальных особенностей личности в историческом аспекте.
 Предмет исследования- историческая перспектива психологии индивидуальных различий.
									
1,200 руб.
								  
									1.	Введение…………………………………………………………………………  3-4
2.	Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий…  5-29
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
       знания……………………………………………………………………….  5-7
                       2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе 
                                 отраслей психологии…………………………………………………..   5-6
  2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии…………..   6-8
2.2. Формирование дифференциальной психологии………………………...  8-29
   2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях…..   8-12
   2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии……………..  12-13
   2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии………………….   13-14
   2.2.4. Влияние биологии……………………………………………………   14-17
   2.2.5. Развитие статистического метода……………………………………  17-18
   2.2.6. Тестирование в психологии………………………………………….  18-24
   2.2.7. Появление дифференциальной психологии………………………...  25-29
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных 
различий.………………………………………………………………………   30-32 
3.	Заключение…………………………………………………………………….  33-34
4.	Библиография………………………………………………………………….     35
5.	Приложение
									
1,200 руб.
								  
									4. Библиография
1.	Анастази А.  Дифференциальная психология. Индивидуальные    и       групповые различия в поведении. – М., 2001. – 752с.
2.	Анастази А.  Психологическое тестирование. Кн. 1. – М.,1982. – 318с.
3.	Егорова М.С.  Психология индивидуальных различий. – М., 1997. – 328с.
4.	Ждан А.Н.  История психологии: от античности к современности. – М., 1999. – 510с.
5.	Купер К.  Индивидуальные различия. – М., 2000. – 527с.
6.	Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999. – 532с.
7.	Марцинковская Т.Д.  История психологии. – М., 2003. – 544с.
8.	Машков В.Н.  Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998. – 136с.
9.	Никольская А.А.  А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97. 
10.	Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  История и теория психологии. Т.1. – Ростов-на- Дону, 1996. – 415с.
11.	Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  История и теория психологии. Т.2. – Ростов-на- Дону, 1996. – 413с.
12.	Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000. – 776с.
13.	Русалов В.М.  Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989. – 272с.
14.	Сонин В.А.  Словарь персоналий. Психологи от А до Я. – М., 1997. – 160с.
15.	Уарте Х. Исследование способностей к наукам.  – М., 1960. С.20.
16.	Штерн В.  Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998. – 336с.
17.	Ярошевский М.Г.  История психологии. – М., 1985. – 575с.
18.	Ярошевский М.Г.  История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996. – 409с.
5. Приложение
Список дополнительной литературы
1.	Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2.	Анастази А.  Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М., 2001.
3.	Анастази А.  Психологическое тестирование. В 2-х томах. – М., 1984.
4.	Базылевич Т.Ф.  Введение в психологию целостной индивидуальности. – М., 1998.
5.	Белицкая Г.Э.  Типология проблемности социального мышления личности: Автореф. канд. дис. – М.,1991.
6.	Белоус В.В.  Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 47-53.
7.	Белоус В.В.  Темперамент как инвариант. – Пятигорск, 1997.
8.	Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. – Пятигорск, 1996.
9.	Брушлинский А.В.  Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12. №6. С. 3-11.
10.	Брушлинский А.В.  Психологическая наука и проблема субъекта // Тр. Ин-та психологии РАН / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М., 1995. Т.1. Кн.1. С. 6-20.
11.	Ганнушкин П.Б.  Избранные труды. – М., 1964.
12.	Голубева Э.А.  Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. Т.16. №1. С. 64-74.
13.	Егорова М.С.  Психология индивидуальных различий. – М., 1997.
14.	Купер К.  Индивидуальные различия. – М., 2000.
15.	Лазурский А.Ф.  Общая и экспериментальная психология. – СПб., 1912.
16.	Лазурский А.Ф.  Очерк науки о характерах. – М., 1995.
17.	Левонтин Р.  Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
18.	Лейтес Н.С.  Одарённые дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977. С. 54-63.
19.	Леонгард К. Акцентуирование личности. – Киев, 1981.
20.	Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999.
21.	Личко А.Е.  Психопатии и акцентуации характера  у подростков. – Л., 1977.
22.	Марцинковская Т.Д.  История психологии. – М., 2003.
23.	Машков В.Н.  Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. – СПб., 1998.
24.	Мерлин В.С.  Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
25.	Мерлин В.С.  Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977. 
26.	Мироненко И.А.  Дифференциальная психология: конспект лекций. – СПб., 2000.
27.	Небылицын В.Д.  Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
28.	Никольская А.А.  А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 90-97.
29.	Орлинкова Н.В. Самостиль и типология интегральной индивидуальности // Тезисы докладов II Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998. С. 49-51.
30.	Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  История и теория психологии. – Ростов, 1996.
31.	Психологическая наука в России  XX столетия: проблемы теории и истории: Коллект. моногр. / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
32.	Психология и психоанализ характера / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1997.
33.	Психология индивидуальности в трудах В.С. Мерлина и её развитие в современном человекознании: коллект. моногр. / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1998.  
34.	Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2000.
35.	Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М., 1982.
36.	Равич-Щербо И.В. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1977.
37.	Россолимо Г.И.  Психологические профили.  – СПб., 1910.
38.	Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии: в 2т. Т.2. – М., 1989.
39.	Рубинштейн С.Л.  Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
40.	Русалов В.М.  Дифференциальная психофизиология // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова, Л.И. Анцыферовой. – М., 1989.
41.	Русалов В.М.  Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под ред. Б.А. Вяткина. – Пермь , 1988. С. 5-10.
42.	Русалов В.М.  Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие. М., 1997.
43.	Русалов В.М.  Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. Т.12. №5. С. 3-17.
44.	Рыбалко Е.Ф.  Возрастная и дифференциальная психология. –СПб., 2001.
45.	Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.  Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. – М., 1991.
46.	Уарте Х. Исследование способностей к наукам.  – М., 1960.  
47.	Умрихин В.В.  Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М., 1988.
48.	Филипченко Ю.А. Гальтон и Мендель. – М., 1924.
49.	Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб., 1997.
50.	Штерн В.  Дифференциальная психология и её методические основы. – М., 1998.
51.	Штерн В.  Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. – СПб., 1997. 
52.	Юнг К.Г.  Психологические типы. – СПб. – М., 1995.
53.	Ярошевский М.Г.  История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.
54.	Anastasi A.  Differential Psychology. – N.Y., 1958a.
55.	Binet A., Henri V.  La psychologie individuelle. – Annee psychologique, 1895, 2.
56.	Cattel R.B.  Handbook of multivariable experiment psychology. – Chicago, 1966.
57.	Eysenk H.J.  The structure of human personality. – L., 1971. 
58.	Galton F.  Psychometric experiments.  – Brain, 1879, 2.
59.	Galton F.  Inquiries into Human Faculty and its Development. – L., 1883.									
1,200 руб.