Введение
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлениям, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В. В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и ре¬бенка. 
Цель такого обучения развитие интеллектуаль¬ных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обрете¬ние им самого себя как неповторимой индивидуальности. 
Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни, желание приоб¬щаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы, необходимые для этого приобщения (В.В.Давыдов, В.А.Петровский). 
В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка. Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и ук¬реплять его «могу». Главная обязанность педагога - орга¬низовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обу¬чаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен¬ствования. 
В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пони¬манию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение ре¬ализуется в совместной деятельности, сотрудничестве пе¬дагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.
Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентированная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками. 
Педагог - главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе. Насколько это ему удастся, зависит от его профес¬сиональной подготовки, общего культурного уровня, а так¬же от личностных качеств (гуманизм, ответственность за судьбы детей, стремление к самосовершенствованию, куль¬тура общения и др.), поэтому тема квалификационной работы «Подготовка воспитателей к реализации личностно-ориентированного подхода в обучении детей дошкольного возраста» является актуальной в настоящее время.
Объектом исследования данной квалификационной работы является профессиональная деятельность педагогов дошкольных учреждений.
Предмет исследования - процесс формирования личностно- ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников в рамках методической работы в дошкольном учреждении.
Целью исследования является апробирование системы формирования личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению детей в рамках методической работы в дошкольном учреждении.
В исследовании выдвинута следующая гипотеза: личностно-ориентированный подход у педагогов к обучению детей может сформироваться в условиях специально организованного обучения в рамках методической работы дошкольного учреждения, если разработанная система научно-методической и практической подготовки педагогов обеспечит целостное восприятие ими личностно-ориентированной дидактической модели, ее внутреннее принятие, приведет к положительному изменению мотивационно-ценностных установок, направленности личности, что проявится в  гуманизации стратегии обучения детей.
 Задачи исследования:
1.	Охарактеризовать понятие «личностно-ориентированный подход» в обучении применительно к педагогу дошкольного учреждения, сформулировать критерии и показатели такого подхода.
2.	Изучить подходы к обучению детей у педагогов современных дошкольных учреждений, выяснить степень ориентации на личностно-ориентированную дидактическую модель.
3.	Экспериментально проверить содержание и технологию
системы формирования личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению детей в рамках методической работы дошкольного учреждения.
									
3,000 руб.
								  
									1.	Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1998. -43 с.
2.	Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 215 с.
3.	Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.
4.	Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 539 с.
5.	Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.
6.	Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 77-83.
7.	Антология гуманной педагогики. Выготский /Сост. А.А. Леонтьев. - М.; Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 221 с.
8.	Антология педагогической мысли России первой половины XIX века /Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 558 с.
9.	Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.
10.	 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.208с.
11.	 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1986. — 444 с. 
12.	 Башлакова Л.И. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям: Методические рекомендации. - Минск: ООО «Скарына», 1995. - 39 с.
13.	 Белая     К.Ю.     Система    управления    дошкольного     образовательного учреждения: Автореф.... дис. канд. пед. наук. - М„ 1998. - 16 с.
14.	 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
15.	 Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие: Воспитателям и родителям. -    Ярославль: Академия развития: Акад. К0,1998.-255 с.
16.	 Белозерцев   Е.П.   Педагогическое   образование:   реалии   и   перспективы //Педагогика. - 1992. - № 12. - С. 9-12. 
17.	 Белухин   Д.А.   Основы   личностно-ориентированной   педагогики   (Курс лекций). Часть 1. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 318 с. 
18.	 Бернс    Р.    Развитие    «Я-концепции»    и    воспитание    /Пер.    с    англ. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с. 
19.	 Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 21-25.  
20.	 Битянова  Н.Р.  Психология  личностного  роста.  -  М:   Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с. 
21.	 Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. - М., 1917. - 136 с. 
22.	 Богомолова Л.И. Диалог в познании и обучении //Дидактика в предчувствии Ш тысячелетия: материалы педагогических чтений памяти И.Я. Лернера 27-28 марта 2000 г. В 2 ч. Ч. I. Теоретические ориентиры дидактики на рубеже тысячелетий: связь времен /Под ред. Е.Н. Селиверстовой, И.В. Шалыгиной. -Владимир, 2000. - С. 21-24. 
23.	 Бодалев  А.А.   О  взаимосвязи  общения   и   взаимоотношения   //Вопросы психологии. - 1994. - АН. - С. 122-127. 
24.	 Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения //Вопросы психологии. - 1989. -№ 6.- С. 74-81. 
25.	 Бодрова  Е.В.,   Давыдов   В.В.,   Петровский   В.А.,   Стеркина  Р.Б.   Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания //Вопросы психологии. - 1989. - № з. - С. 22-31. 
26.	 Божович  Л.И.  Личность  и  ее  формирование  в  дошкольном   возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 
27.	 Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 380 с. 
28.	 Бондаревская    Е.В.    Теория   и    практика   личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та,2000. - 352 с. 
29.	 Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях  и  системах  воспитания.  - Ростов-на-Дону:  Творческий   центр «Учитель», 1999. - 560 с. 
30.	 Брунер Дж. Процесс обучения /Пер. с англ. O.K. Тихомирова. Под ред.А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. - 84 с. 
31.	 Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981. - 87 с. 
32.	 Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: Автореф.... дис. д-ра пед. наук. - М., 1986. - 34 с. 
33.	 Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с. 
34.	 Валицкая     АЛ.     Философские     основания     современной     парадигмы образования //Педагогика. -1997. - № 3. - С. 15-19. 
35.	 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 224 с.
36.	 Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. - М, 1968. -19 с.  
37.	 Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923. - 151с.  
38.	 Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение (монография). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с. 
39.	 Ветчинкина     P.P.     Взаимодействие     воспитателя     детского     сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 1997. - 20 с. 
40.	 Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1988. - 94 с. 
41.	 Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей /Под ред.    А.Н.    Леонтьева,    А.В.    Запорожца.    -    М.:    Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с. 
42.	 Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность //Педагогика. - 1995. - №2.-С. 48-52.
43.	 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с. 
44.	 Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с. 
45.	 Газман   О.С.    Педагогическая   поддержка   детей    в   образовании    как инновационная проблема //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор. - 1995. - № 3. - С. 58-63. 
46.	 Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации //Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 80-88. 
47.	 Гильманов С.А. Диагностика личностных качеств педагога.  -  Тюмень: РПКОМ, 1995.-28 с.
48.	 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2001. - 240 
49.	 Гоноблин Ф.Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
50.	 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 1999. - 606 с.
51.	 Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 84-86.
52.	 3апорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 23-26.
53.	 Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза //Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 60-66.
54.	 Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Academia, 1996. - 265 с.
55.	 3имняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -476 с.
56.	 3имняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России: (состояние, пути решения). - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.
57.	 3инченко В.П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии. - 1996. - № 6.- С. 6-25; 1996. - № 5. - С. 7-20.
58.	 Игры, обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: ГЦ «Энроф», 1995. - 88 с.
59.	 Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология: Анализ понятия и практики применения: Научный доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 24 с.
60.	 Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 224 с.
61.	 Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
62.	 Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 223-226.
63.	 Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
64.	 Николаева А.Б. Психологические особенности влияния личности воспитателя детского сада на дошкольников: Автореф. ... дис. канд. психол. наук.-М., 1985.-18 с.
65.	 Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В. Петровского, - М.: Педагогика, 1989. - 278 с.
66.	 Образование     в     поисках     человеческих     смыслов     /Под     ред.
Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. -215 с,
67.	 Обучение и воспитание дошкольников в деятельности /Под ред. Р.С. Буре. - М.: А.П.О., 1994. - 91 с.
68.	 Обучение и воспитание: Теория и практика: Сборник научных трудов. -Липецк: Липец, гос. пед. ин-т, 1992. - 116 с.
69.	 Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с. 
70.	 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 509-532.
71.	 Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
72.	 Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 457-466.
73.	 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.
74.	 Петровский В.А. Личность как субъект активности //Психология личности. Т. 2. Хрестоматия /Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 467-488.
75.	 Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
76.	 Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 85 с.
77.	 Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. — 238 с.
78.	 Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. - 231 с.
79.	 Платонова Н.М., Якунин В.А. Педагогика: Теория обучения. - СПб.: Б. И., 1993.-81 с.
80.	 Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Б. и., 2000. - 266 с.
81.	 Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста - М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1996. - 32 с.
82.	 Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Academia, 2000.-431 с.
83.	 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.-280 с.
84.	 Построение модели личностно-ориентированного обучения /Под научной ред. И.С. Якиманской. - М.: КСП+, 2001. - 128 с.
85.	 Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: Сборник научно-методических статей /Под ред. В.Т. Кудрявцева, Н.А. Смирнова. - Дубна, 1995.-158 с. 
86.	 Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 215 с.
87.	 Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В. Запорожца,
М.И. Лисиной. -М.: «Педагогика», 1974. - 288 с.
88.	 Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. - Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 1998. - 557 с.
89.	 Резанова Л.Ф. Личностно-ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя в системе дошкольного образования: Автореф. ... дис. канд. лед. наук. - Новокузнецк, 1999. -19 с.
90.	 Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 63-65.
91.	 Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? //Психология личности. Т. 1. Хрестоматия /Сост. Д_Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. -С. 363-378.
92.	 Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997, - 462 с.
93.	 Рубинштейн СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 56-70.
94.	 Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум. - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1996. - 160 с.
95.	 Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. - Дубна: ООО «Феникс+», 2000. - 192 с.									
3,000 руб.